В библиотеке на Рубежной - выставка стереофотографий

В библиотеке на Рубежной - выставка стереофотографий
1339
Алик Крутошинский (слева)

Выставка стереофотоснимков Алика КРУТОШИНСКОГО «Выборг: деконструкция» посвящена разрушенным зданиям. На открытии гостям выдали специальные 3D-очки, с которыми непонятные на первый взгляд фотографии превратились в настоящий трёхмерный мир.

Всё началось с детского сада

Что такое стереофотография, он узнал ещё в детском саду, когда лет тридцать  назад в группу пришёл фотограф и снял детей на стереокамеру.

- Я до сих пор храню эти снимки – они произвели на меня сильное впечатление. Смотреть через специальные очки на объёмного себя, держащего в руках игрушечные кубики, было достаточно ново и непривычно.  Став  постарше,  я узнал, что объёмная фотография создаётся  за счёт наложения двух слайдов друг на друга, и начал пробовать себя в этом направлении – снимал на плёночный фотоаппарат отца, - вспоминает Алик, - Вообще стереофотография делается при помощи двух фотоаппаратов – время снимков (в особенности, движущихся объектов) должно совпадать до миллисекунд, что не так просто сделать, как кажется. Затем фотографии обрабатываются в специальных программах и «склеиваются» для просмотра в очках.

Интересно, что представленные в экспозиции работы отображены зеркально – это придаёт фотографиям ещё больший эффект «размытия границ».

- Фотосъёмка – удивительный процесс, во время которого всегда открывается что-то новое.

Эстетика разрушенных зданий

Часть своего детства Крутошинский провёл в Выборге. И хотя сейчас фотограф живёт в Санкт-Петербурге, родной город не забывает. Утверждает, что с детства его привлекали разрушенные или разрушающиеся здания. Говорит, что и Выборг в немалой степени близок ему потому, что здесь много домов, очень старых, отживших своё:

- Мне как фотографу не нравится «стерильность» - белые, ровные стены, идеальный порядок… Разрушенные кварталы, старинные жилые и нежилые дома – вот что вызывает интерес. Такие места несут в себе историю, а порой даже не одну.

Таинственная комната без окон

- Это всем хорошо известный  дом на Крепостной, 11 – я называю его «сквотом». Помню, как играл там с друзьями в детстве. Сейчас он закрыт (фотография сделана пять с лишним лет назад).

Обратите внимание на цветочный орнамент стен и потолка, некогда закрашенных толстым слоем «советской» краски – неудачная попытка  «стереть» финскую архитектуру с лица Выборга… Я считаю эту комнату самой тайной –  нужно пройти довольно интересными ходами, чтобы попасть в неё. Комната находится под лестницей и не имеет окон.

Дворовый подвал

- У этого дома есть подвальный этаж, где  сегодня постоянно течёт вода. Причём он располагается не под самим зданием, а под его дворовой частью. Там множество необычных ходов, полуразрушенных каминов, граффити и прочей настенной «живописи». Раньше в этом подвале была кочегарка - там тусовалось много панков.

- Кстати, говоря о каминах, хочу отметить, что  какая-то  их часть сохранилась в хорошем состоянии. Во-первых ,потому все они стоят у стен, а во-вторых, большинство каминов закрыто деревянными щитами.

- А фреска на одном из верхних этажей дома – это копия картины 1883-го года Арнольда Бёклина под названием «In the play of the waves». Думаю, не все знают об этом…

332 зажигалки

- Мне нравится гулять по «сквоту» с друзьями. Раньше  на полу каждого этажа там были разбросаны старые зажигалки. Но однажды мы пришли туда и к своему удивлению не обнаружили ни одной.  Зато на верхнем этаже увидели все 332 зажигалки, аккуратно выложенные в два ровных ряда. Причём каждая десятая немного выходила за общую линию. Наверное, это стоило кому-то немалых стараний…

Завтрак на крыше

- Я считаю, что в разрушенных домах есть своеобразная красота, они способны вдохновлять людей своей уникальностью. Там можно остаться на ночь, а с утра позавтракать прямо на крыше, глядя на просыпающийся город…

Иногда в таких зданиях встречаешь музыкантов или поэтов, черпающих здесь идеи для творчества.

Торт наизнанку

Вот ещё одно здание, которое меня очень волнует. Это дом купца Сергеева на проспекте Ленина, 14. Внутри он просто в идеальном состоянии, словно торт наизнанку: каждая комната обставлена старинными каминами, стены расписаны орнаментами…

Между прочим, старые дома могут дать жизнь чему-то новому, ведь всегда можно использовать стройматериалы повторно.А в некоторых полуразрушенных домах  вошло в моду устраивать современные инсталляции – выглядит очень эффектно.

Прекрасное -  рядом

- Занятные артефакты можно увидеть и на Батарейной горе, рядом с беседками. Полагаю, когда-то они располагались на домах культуры. Жаль, что не многие обращают внимание на такие необычные вещи…

(По-видимому, речь идет о барельефах, которые  должны были  украшать Дом быта, возведённый в нашем городе в конце 70-х. Старожилы помнят, что торец здания должен был  дополнять своеобразный экран с фигурами разного рода тружеников. Когда здание уже было построено, выяснилось, что  щит с барельефами слишком тяжел для него, и несостоявшиеся украшения были свалены на Батарейной горе. – Ред.)

- А на этой фотографии вы можете увидеть мою любимую «шайбу» (бывший ресторан «Север»). Долгое время это здание было подставкой для рекламной вывески бара «Киллфиш». А ведь когда-то под куполом этой «летающей тарелки» в бассейне плавали лебеди и утки…

В завершение фотохудожник поделился своими планами:

- У меня  хорошая новость - мне удалось договориться с руководством библиотеки  Алвара Аалто, так что первого марта приглашаю всех желающих на открытие ещё одной  моей стереовыставки. А на Рубежной  посмотреть  мои работы можно до 29 февраля.

Алик Крутошинский сообщил также, что после закрытия выставки он считает своим долгом сжечь свои фотографии:

 - Все вещи в мире имеют свойство разрушаться, уступая место чему-то новому и неизведанному.

Вот такой он, Алик Крутошинский. Больше работ вы можете увидеть в его группе  Вконтакте «Стерео Контора».

Диана ГРАНД-СКУБИК

Читайте также