В Аалто прошла лекция-концерт «О пользе грусти»

В Аалто прошла лекция-концерт «О пользе грусти»
196
В Аалто прошла лекция-концерт «О пользе грусти»

В библиотеке Аалто прошла лекция Полины ФРАДКИНОЙ «О пользе грусти» с музыкальным сопровождением произведений Шопена. Речь шла о том, как человечество изучало свои эмоции на протяжении истории, и как эпоха романтизма повлияла на современное мировоззрение.

У каждой эмоции есть ступени

Как человек, занимающийся игрой на фортепиано с пяти лет, Полина Фрадкина уверяет, что каждая нота отвечает за определённую эмоцию. Так, придумывая различные нотные комбинации, можно выразить сложные чувства человека, оттенки настроения и душевные переживания.

- Всем известно, что правое полушарие мозга отвечает за творческое мышление, лишённое слов. Совмещая аналитическое мышление с невербальным, человек пытается осознать природу возникающих в его воображении чувственных образов. Разбираться в своих ощущениях очень важно, ведь каждая эмоция несёт собственный смысл, выполняет определённую функцию.

Кроме того, у эмоций есть свои ступени – от низменного, «животного» проявления до более возвышенного. Человеку в равной степени важны все чувства: низшие и высшие, позитивные и негативные.

«Теория аффектов»

Несмотря на то, что люди испытывали эмоции на протяжении всей истории человечества, серьёзно задумываться об этом стали относительно недавно. В частности, в эпоху Возрождения появилась так называемая «Теория аффектов», согласно которой чувства можно передать с помощью различных средств выразительности, в том числе и музыкальных.

- Когда я впервые коснулась темы эмоций, то поняла, что эта сфера бездонна. Узнала, что ещё в эпоху Возрождения и следовавший за ней барочный период люди пытались «воспитывать» свои чувства музыкой, и очень заинтересовалась, что же было дальше…

«Теория эволюции»

Ознакомившись с историческими источниками, Полина Фрадкина сделала вывод, что серьёзное изучение эмоций присуще XIX столетию, а именно, открытию Чарльзом Дарвином свей знаменитой «Теории эволюции».

- С возникновением теории Дарвина учёные задумались о животном начале эмоций и тем самым пришли к важному открытию – чувства заложены в человеке природой и со времён Каменного века помогают ему выживать. Сначала это были простые инстинкты самосохранения, благодаря которым наши предки охотились и защищались от врага, и с течением многих веков эти «животные» эмоции стали постепенно приобретать возвышенное начало.

Чувствами управляла церковь

 С тем, что первые попытки систематизации эмоций появились в эпоху Возрождения, а более основательные – во второй половине XIX столетия, мы уже разобрались. Теперь попробуем сравнить барочный период с трактовками Серебряного века.

- Систематизировать эмоции – практически невыполнимая задача. Тем не менее, начиная с XVII века, люди пытались это сделать. А я, в свою очередь, попробовала провести небольшой сравнительный анализ, благодаря которому поняла, что в «Теории аффектов» перечислены лишь одобряемые церковью чувства. Например, человеческий гнев отождествляли с гневом богов или героев. Однако печаль всё-таки была земной – её сопоставляли со страданиями Иисуса Христа на распятии и переживаниями христиан. А по-настоящему пугающей музыки и вовсе не было до XIX-XX веков.

Чем романтик отличается от сентиментального человека?

Романтик – человек чувственный, возвышенный и мечтательный. Он воспринимает окружающий мир сквозь призму собственного идеала, часто противоречащего действительности. Но не стоит также забывать и о таком термине как сентиментализм, появившийся в русском лексиконе незадолго до романтизма.

- Фридрих Энгельс был первым человеком, употребившим такое оскорбительное выражение как «сентиментальная баба». Но даже в этой грубой иронии можно найти крупицы правды. Дословно слово «сентиментальный» переводится с французского языка как «чувствующий». А чувствительность, несмотря на все исключения, всё же в большей степени присуща женщине, нежели мужчине.

Что же такое чувствительность? Это, в первую очередь спонтанность, следование «порывам сердца». У чувств нет логики, они необычайно переменчивы – именно поэтому нам, порой, бывает так сложно их контролировать.

Романтизм – эпоха принятия своей тени

- Одним из самых ярких символов эпохи романтизма является музыка Фредерика Шопена. Безусловно, черты романтизма можно найти и в музыкальных произведениях Бетховена, Шуберта и Моцарта, но это были только первые шаги на пути к освоению совершенно нового для того времени стиля, раскрытию темы меланхолии и грусти…

Эпоха романтизма коснулась не только музыки, но и литературы. В качестве примера отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева «День и ночь»:

«На мир таинственный духов,

Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканный

Высокой волею богов.

«…»

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь...»

- В этих стихах Фёдора Ивановича мы видим «перевёртыш»: не ночь покрывает день, а наоборот. Это служит человеку своеобразным напоминанием о том, что тьма никуда не исчезает – она лишь временно скрывается под «златотканным» покровом. Вообще символ ночи можно назвать культовой аллегорией XIX века.

Даже самая яркая лампочка по своей природе имеет тень – так и с чувственной природой людей. У каждой позитивной эмоции есть обратная сторона, о которой нельзя забывать.

Эпоха романтизма оказала огромное влияние на систему ценностей современного человека, дав ему возможность принять свою печаль. Ведь грусть, как и любая другая эмоция – это временное и абсолютно нормальное чувство. Чтобы понять свой внутренний мир, нужно заглянуть в него, уметь без страха оставаться наедине с собственными мыслями и, наконец, принять собственное «я» таким, какое оно есть.

А базовая эмоция сегодняшнего дня, увы, – тревога:

- По моему мнению, XXI век – время неопределённости, неуверенности в завтрашнем дне. Поэтому большинство современных людей часто испытывают волнение. Тревога – очень сильная эмоция, которую нам ещё предстоит изучить.

Больше лекций об эмоциях вы можете посмотреть на ютуб-канале пианистки. Кроме того, в следующем году Полина Фрадкина планирует провести концерт в Александринском театре Санкт-Петербурга.

Диана ГРАНД-СКУБИК

Читайте также

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев