Утопия и антиутопия «Культурного Выборга»

Сегодня в библиотеке Аалто состоялась третья читка пьес в рамках драматургической лаборатории проекта «Культурный Выборг. Адаптация». В предыдущие два дня молодые сценаристы пытались рассказать о прошлом и настоящем Выборга, сегодня – фантазировали о будущем. И нафантазировали… совсем чуть-чуть.

По замыслу автора пьесы «Снова дождь» Марии Брызгаловой зритель должен был увидеть две альтернативные временные линии – Выборг утопичный и Выборг антиутопичный. Ключевой особенностью обеих городских инкарнаций стал дождь и туман. К сожалению, об утопичной, то бишь счастливой участи города после 50 лет существования, в сценарии было сказано крайне мало. Всё что нам соизволили сообщить – это, что в Выборге снова появился действующий трамвай, а библиотека Аалто никуда не исчезла и всё так же работает с печатными книгами. Есть ли в Выборге жители и чем они занимаются осталось неизвестным, как впрочем, и хоть мало-мальски адекватное описание особенностей полувекового развития города.

Напомним, что в начале мая театр «На Литейном» обратился к жителям Выборга с просьбой заполнить анкету с вопросами про вероятное будущее города через 50 лет. Сегодня художественный руководитель театра Сергей Морозов пожаловался, что на обращение пришло довольно мало откликов от жителей и якобы поэтому творческая задача оказалась трудна. Но, как кажется автору этих строк, на то и существует писатель, чтобы творить независимо от чужих мыслей, тем более в пространстве чистого воображения. И как минимум некорректно обвинять горожан в пассивности, если дело касается литературных фантазий целых десяти вопросов анкеты.

Вторую временную реальность 2071 года представили более детально – город утонул под толщей воды, и лишь фрагментарные артефакты привлекают экстремальных туристов и дают работу сталкерам и хранителям обломков нашего времени. Правда, библиотека, как хранитель вековых традиций тоже частично сохранилась и подаёт признаки жизни.

Обе временные линии были обозначены двумя персонажами Мишей и Ниной, род деятельности которых весьма туманен, а цель их притяжения в Выборг прослеживается весьма слабо. Единственное, что нам становится известно, что бабушка героини жила в Выборге, и некие обиды из прошлого заставляют Нину возвратиться в знакомый дом.

В конце постановки за окном библиотеки появляются призраки рыцарей и горожан из разных эпох, символизируя связь прошлого и будущего, невнятного и утопичного.

Денис ЕГОРОВ

Читайте также