«Умные игры» со зрителем в театре «На Литейном»

631
Кадр из спектакля "Отцы и сыновья"

Сегодня мы начинаем серию статей, посвященных творческим коллективами, имеющим статус областных. Напомним, что таких театров в нашем регионе пять.

Один из них – театр «На Литейном», основанный в Северной столице в 1909 году. Репертуар театра в начале прошлого века составляли пьесы-ужастики, фарсы, сатиры, пародии. С 1944 года театр становится областным. Сезон 2018-2019 для театра «На Литейном» – юбилейный - 110 лет с момента основания.

- Темой юбилейного сезона мы определили «Текст 21 века», и я рад, что каждая премьера этого года каким-то образом обращена к анализу сегодняшнего дня, жизни наших современников, - рассказал нашему корреспонденту художественный руководитель, директор театра «На Литейном» Сергей МОРОЗОВ. - Осенью прошлого года у нас состоялась премьера спектакля Андрея СИДЕЛЬНИКОВА по пьесе Андрея ДАНИЛОВА «Человек из Подольска». Вторая премьера нынешнего сезона – спектакль «(Не)принятый вызов» по пьесе, написанной по заказу театра современным драматургом Верой ПАВЛОВОЙ по мотивам итальянского киносценария. Это оригинальное драматургическое произведение, которое по-новому, в российском ключе вглядывается в поколение 30-40-летних. В мае режиссер Борис ПАВЛОВИЧ планирует выпустить спектакль «Лавр» по роману Евгения ВОДОЛАЗКИНА.

В последние годы мы стараемся следовать той традиции инноваций, которая всегда была в жизни театра «На Литейном», поэтому каждое название, появляющееся в афише нашего театра, не повторяет афиши ни одного театра Санкт-Петербурга. Причем, некоторые пьесы написаны авторами специально для нашего театра. Хочу обратить внимание на то, что в нынешнем году впервые за много лет наш театр приобрел новый фирменный стиль, более современный, активный, информативный. Учитывая, под каким девизом проходит нынешний год, мы совместно с Союзом дизайнеров России и правительством Ленинградской области выпустили буклет «Область театра», в котором представлены все театральные коллективы региона, текущий репертуар, труппы, площадки и т.д.

Сергей Морозов

Рассказал Сергей Морозов и о расширении форм взаимодействия театра со зрителем – стоит, к примеру, увидеть интерактивный спектакль-игру «Тот, который сказал «Не верю!», подготовленный для проекта «Умные игры», объединяющего учреждения культуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Зрители (а постановка рассчитана на детей от 10 лет) во время спектакля могут побывать гримерами, реквизиторами, настройщиками света и звука и, конечно же, актерами. Дети также имеют возможность познакомиться с выдающимися театральными личностями ХХ века – Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. В «репетиционной комнате» два великих мастера проводят настоящий тренинг, после чего вместе со зрителями-участниками ставят спектакль по «неизданной пьесе» великого драматурга. Кстати, театр «На Литейном» стал первым учреждением в нашем регионе, присоединившимся к проекту «Умные игры».

- Во Всемирный день театра у нас традиционно проходит акция «Вот это театр!», когда актеры вместе со зрителями вспоминают своих великих предшественников и предъявляют нынешние силы труппы в совершенно неожиданном ракурсе. Что касается Года театра, то одно из главных событий нашего театра в его рамках – это выделение финансирования из бюджета области на подготовку и проведение глобального ремонта здания (последний раз оно ремонтировалось в конце 1950-х годов). Уверен, что Год театр даст дополнительные возможности развитию нашего коллектива, и года через два зрителю откроется обновленный внутри и снаружи современный театр на «Литейном». Сергей Морозов,  художественный руководитель, директор театра «На Литейном» 

Остается добавить, что творческий коллектив ведет активную выездную деятельность, некоторые спектакли ставятся специально для того, чтобы их можно было адаптировать под любую сценическую площадку.

Здание театра на Литейном

Знакомые все лица…

В театре служат актеры, хорошо  известные широкому зрителю, в т.ч. народная артистка России, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства Татьяна ТКАЧ, заслуженные артисты России - Ольга САМОШИНА, Михаил РАЗУМОВСКИЙ, Сергей ГАМОВ, заслуженные артисты РСФСР – Сергей ЗАМОРЕВ и Вячеслав ЗАХАРОВ. Многим также известен Роман АГЕЕВ (сериалы «Бандитский Петербург», «Империя под ударом», «Хозяйка тайги», «Убойная сила» и др.). 

Ольга Самошина

Актриса Людмила ЕГОРОВА снималась в фильмах «Поднятая целина», «Сладкая женщина», «Менты. Опера «Частный случай» и др. Играли в кино Любовь ЗАВАДСКАЯ («Тайны следствия», «Полумгла», «Письма на стекле», «Русский характер»), Екатерина КУЛЕШ («Тронутые», «Улицы разбитых фонарей», «Опера»), Татьяна ТУЗОВА («Убойная сила», «Тайны следствия», «Эра стрельца», «Еще не вечер», «Пятая группа крови», «Охотник за головами» и др.).

Актера труппы театра Сергея ЯКУШЕВА тоже можно увидеть в сериалах «Тайны следствия», «Ментовские войны», «Канцелярская крыса» и др. Много снимался и Сергей СОБОЛЕВ: «Менты», «Честь имею», «Юнкера», «Тайны следствия».

В репертуаре театра сегодня

На сцене с успехом идут мюзикл «Барышня-крестьянка», «Лес» Островского, «С любимыми не расставайтесь», лирическая комедия «Где мой Париж?», «Семейный портрет» (по Горькому), «Пиковая дама», «Митина Любовь», экстравагантная комедия «Примадонны» (Кен Людвиг), «Отцы и сыновья» (Брайан Фрил и Иван Тургенев), «Вишневый сад» и др. И для детей: «Пеппи Длинный чулок», «Золушка», «Бременские музыканты», «Веселый Роджер», «Алиса в стране Чудес» .     

Кадр из спектакля "Барышня-крестьянка"

Спешите видеть!

Спектакль «Человек из Подольска» (Дмитрий Данилов) в постановке режиссера Андрея СИДЕЛЬНИКОВА можно увидеть 21 апреля. Сюжет прост: парень из подмосковного городка попадает в полицию. Думает, что это недоразумение, и ждет, когда его отпустят. Однако полицейские не спешат - они хотят узнать о молодом человеке все, залезть в тайные уголки его души и понять, почему он как будто не видит ничего вокруг себя и живет как автомат. Допрашивая, не прибегают к силовым методам, используют новые методики. Полицейские ли они или это действует некое особое подразделение по работе с населением? Можно ли с помощью интеллектуального насилия изменить человека в лучшую сторону или данный путь ведет в тупик? Эти вопросы задают авторы спектакля, а ответ  - в финале.

Кстати, театр «На Литейном» получил право первой постановки этой пьесы в Санкт-Петербурге. Пьеса стала настоящим театральным прорывом, а ее автор десять лет назад удостоился премии «Золотая маска-2018» за лучшую работу драматурга.

Кадр из спектакля "Человек из Подольска"

На месте старинного манежа

«Литейный театр» начал работать на месте старинного манежа графа Шереметева. В начале прошлого века здание служило площадкой для реформаторских опытов Мейерхольда, Евреинова, Фокина, Кузмина. С театром сотрудничали лучшие художники «Мира искусства» Билибин и Кустодиев, писатели Сологуб, Щепкина-Куперник, Тэффи, Аверченко. Любопытно, что название театра постоянно менялось: он назывался «Мозаикой» и даже «Литейным интимным».

После революции  здание на Литейном, 51 было временным пристанищем для разных театральных групп, среди них были и выдающиеся. Так, в 1926 году в нем «поселился» передвижной театр под руководством П. Гайдебурова и Н. Скарской, в 1928-м – ТРАМ (в творческой жизни театра активно участвовал молодой ленинградский композитор Дмитрий Шостакович). Во время войны театр был частично разрушен, и не принимал зрителя почти десять лет.

Позже появились Ленинградский областной Гастрольный и Ленинградский областной драматический театры. В 1963 году они объединились в Театр драмы и комедии.

В 1991 году на петербургских афишах появилось новое название - Театр «На Литейном», а главный режиссер Геннадий Тростянецкий выпустил легендарный спектакль «Скупой» по Мольеру. 

С 1997 по 2012 год художественным руководителем театра был Александр Гетман. Этот период ознаменован активным привлечением в театр ярких представителей петербургской режиссуры - А. Галибина, Г. Козлова, Г. Дитятковского, А. Праудина, В. Пази, А. Прикотенко, О. Куликова, Р. Смирнова. Продолжая традиции, новый руководитель искал талантливых молодых постановщиков и художников. В 2002 году начала работу «Мастерская Театра «На Литейном», в рамках которой они могли пробовать свои силы.

Золотые маски и софиты…

Спектакли театра неоднократно участвовали во многих фестивалях, в том числе и международных в Польше, Финляндии, Чехии, Южной Кореи, Германии, Франции. Театр «На Литейном» в 2000 году был отмечен государственной премией РФ за спектакль «Лес» (постановка - Г. Козлова), имеет премии «Золотая маска» (1998, 2001, 2003 годы) и «Золотой софит» (1996, 1999, 2000, 2002, 2005, 2006, 2008, 2009, 2017 годы).

Маргарита Захарова

 

Смотреть все спецпроекты автора Маргарита Захарова

Читайте также

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

2 комментариев