Того «Ленфильма» больше нет

Того «Ленфильма» больше нет
84
Михаил Трофименков: На "Ленфильме" снимали кино о человеке на фоне истории

«Ленинградская школа кино» приказала долго жить

На протяжении кинофестиваля «Окно в Европу» в библиотеке Алвара Аалто проходили встречи с представителями киностудии «Ленфильм». Киновед Михаил ТРОФИМЕНКОВ, выступивший с лекцией «Долгая счастливая жизнь «Ленфильма», рассказал о становлении знаменитой «ленинградской школы кино», с сожалением констатировав, что её больше нет.

Михаил уверен, что период 50-70-х голов в Ленинграде нельзя считать махровым застоем в творческом отношении. Напротив, это было время необыкновенного подъёма в культурной среде. В городе на Неве своеобразными местами силы являлись Театр юного зрителя, БДТ имени Горького, местное отделение Союза художников СССР на улице Герцена и, конечно, «Ленфильм».

Отсчёт «ленинградской киношколы» Михаил Трофименков ведёт с 1955 года, когда Иосиф Хейфиц снял ленту «Дело Румянцева» с Алексеем Баталовым в главной роли. Баталова, как считает критик, можно считать лицом «советской новой волны». Своей работой Иосиф Ефимович задал новую тему – жизнь маленького человека. Это направление во многом осталось основополагающим для студии города на Неве на последующие годы, а сам Хейфиц – духовный отец киношколы Северной Пальмиры, которая существовала до конца 80-х годов. В этот период на «Ленфильме» работали Владимир Венгеров, Сергей Микаэлян, Виталий Мельников, Игорь Масленников, Динара Асанова, Виктор Трегубович, Алексей Герман, Илья Авербах…Но иногда привлекались и «варяги». Так, Андрей Тутышкин снял «Свадьбу в Малиновке», Глеб Панфилов создал свои первые шедевры «В огне брода нет» и «Начало», Савва Кулиш работал над «Мёртвым сезоном».

Одним из тех, кто создал славу «Ленфильму», был Илья Авербах. В июле этого года ему исполнилось бы 90 лет. Из жизни режиссёр ушёл в 51 год, но успел снять такие картины, как «Монолог», «Объяснение в любви», «Фантазии Фарятьева», «Голос». Авербах, как и большинство представителей «ленинградской киношколы», не боялся ломать стереотипы, уходил от штампов, порой предлагая актёрам роли, совершенно несвойственные для них. Так, в «Монологе» в роли академика Сретенского блистал Михаил Глузский с его «простонародным» лицом. В «Фантазиях Фарятьева» с неожиданной стороны открылся Андрей Миронов.

– Главная нота творчества «ленинградской киношколы» – безвозвратно уходящее время жизни, которое утекает, словно песок сквозь пальцы. Это фильмы «морального беспокойства» с щемящей, тревожной нотой. Всё, казалось бы, хорошо, но откуда-то изнутри слышен нарастающий, подземный гул. В отличие от «Мосфильма» ленинградские мастера снимали не историю на фоне человека, а человека на фоне истории. Ведь на «Ленфильме», за исключением «Блокады», не снимали киноэпопеи. Даже разработали особое направление – «война без войны». Яркий пример тому – «Двадцать дней без войны» Германа, – говорит Михаил Трофименков.

Кинематограф «Ленфильма» он характеризует как более импрессионистский, если сравнивать с «Мосфильмом». «Ленинградскую школу кино», по определению лектора, можно условно считать «маленькой республикой национальной кинематографии». В этом её своеобразие, прелесть и отличие от всех остальных советских «кинофабрик». К сожалению, то золотое время миновало. Последним пытался спасти «Ленфильм» режиссёр Виктор Сергеев, возглавлявший студию с конца 90-х до начала 2000-х годов. Но всё уже было предрешено.

Название лекции Михаила Трофименкова неслучайно перекликается с фильмом Геннадия Шпаликова, его единственным режиссёрским опытом, который тогда, в 60-х, мог быть реализован, наверное, только в Ленинграде. В финале ленты по реке плывёт самоходная баржа, постепенно скрывающаяся в тумане. По мнению киноведа, так же в пелену истории ушёл и «Ленфильм». То, что происходит там сейчас, совсем другой, отнюдь не оптимистичный рассказ.

 Сергей КАРСАКОВ

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также