Театр «Святая крепость» удостоен «Золотого софита»

Театр «Святая крепость» удостоен «Золотого софита»
1854
Для Георгия Цнобиладзе это первая режиссерская награда

Нашим читателям уже известно, что государственный театр драмы и кукол «Святая крепость» получил приз «За игровую изобретательность в поиске интерактивных контактов со зрителем» в конкурсе «Золотой софит» (высшая театральная премия Санкт-Петербурга).

Награду творческий коллектив получил за свой спектакль «Ножницы», иронический детектив по пьесе немецкого драматурга Пауля Портнера. По ходу действа актеры работают в интерактивном режиме с залом, импровизируют, вовлекая зрителей в происходящее на сцене. Финал во многом зависит от реакции и наблюдательности публики.

Художественный руководитель театра Юрий Лабецкий, режиссер спектакля Георгий Цнобиладзе и исполнитель одной из главных ролей Антон Косолапов поделились своими впечатлениями по поводу успеха с нашим корреспондентом.

Юрий Лабецкий:

– Не буду скрывать, что любому творческому коллективу приятно такое признание. Мы всегда рады театральным наградам. Режиссер Георгий Цнобиладзе, на мой взгляд (и на взгляд зрителей), поставил в нашем театре несколько успешных спектаклей, в том числе «Тестостерон», «Ханума», «Королевство кривых зеркал». Когда он обратился ко мне с идеей «Ножниц», я одобрил материал, потому что подумал, что такая постановка непременно заинтересует зрителя или как минимум удержит его внимание до конца. Георгию в достаточно нетривиальной пьесе удалось заинтриговать зрителя. Многие поклонники театра признавались, что в какой-то момент спектакля втягивались в происходящее на сцене, живо обсуждали его и чувствовали себя частью постановки. Однако я считаю, что здесь важна не только вовлеченность зрителей в процесс, но и вовлеченность артистов. И во втором случае взаимопроникновение произошло.

Для Георгия Цнобиладзе, который в театральной среде в общем счете более двадцати лет, это первая режиссерская награда. Напомним, что Георгий окончил Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства (мастерская Льва Додина), играл на сцене Малого драматического театра – Театра Европы, а также в других театрах Северной столицы, Улан-Удэ, Ельца. Последние десять лет он ставит спектакли, со «Святой крепостью» сотрудничает около семи лет.

– Получить приз, конечно, приятно, но жизнь моя от этого не поменяется, – говорит режиссер. – Считаю, что награды важнее все-таки для театров, а не для постановщиков. Если говорить о спектакле, то интерактив со зрителем – это не моя идея, она придумана автором, но она мне понравилась, потому что это то, что я делаю и в других спектаклях в «Святой крепости». Мы общаемся со зрителем в «Тестостероне», «Хануме», в «А поутру они проснулись». Мне показалось, что в «Святой крепости» с ее камерным залом реализовать эту идею можно гораздо точнее и интереснее, чем в другом театре. Автор написал три возможных финала, и в зависимости от того, как голосует зритель, мы его и выбираем.

Пьеса необычная, живая, ее можно по-разному ставить. К тому же она в духе времени: чтобы отличаться от телевидения и Интернета, театр сегодня должен чем-то удивлять. А чем мы можем выделиться? Тем, что у нас задействованы живые артисты. На мой взгляд, такая подача материала – это то, к чему мы в итоге и придем в театре. Не за горами то время, когда зритель будет попадать в театральное действо посредством 3D-очков или наушников и комфортно существовать в нем вместе с артистами.

В нашем спектакле зритель задает вопросы, на которые артист отвечает, он, конечно, знает ответы, но должно казаться, что это импровизация. Трудности были в том, что не хотелось делать комедию в чистом виде – поэтому детектив.

Сыгравший детектива в «Ножницах» Антон Косолапов признался, что получил удовольствие от работы:

– Несмотря на то, что пьеса небольшая (около 60 печатных страниц), отработали мы на все 130, потому что просчитывали все возможные варианты финала. Было интересно, ведь любая импровизация – это плод долгих репетиций. Считаю, что работа актера – это всегда взаимодействие со зрителем. Надеюсь, что наш спектакль будет жить в «Святой крепости» не один год, ведь разгадка тайны – увлекательное дело…

В ноябре в театре можно увидеть: сегодня и завтра – «Три сестры», 11 и 18 ноября – «Тестостерон», 14 ноября – «Правда – хорошо, а счастье лучше», 21 ноября – «Ханума», 28 ноября – «Рядовые».

Маргарита ЗАХАРОВА 

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также