Театр «Святая крепость» стал площадкой для экспериментов

Театр «Святая крепость» стал площадкой для экспериментов
975
Обсуждение прошло плодотворно

В течение недели в театре драмы и кукол «Святая крепость» проходила режиссёрская лаборатория, уже четвёртая по счёту. Впервые она была посвящена детской аудитории. Тема, которую предстояло воплотить в своих эскизах участникам, по нынешним временам, к сожалению, снова актуальна: «Дети и война». Постановщики переносили на сцену произведения, в которых отражены события Второй мировой войны.

Как считает руководитель лаборатории, режиссёр, продюсер, член секретариата Союза театральных деятелей России Давид БУРМАН, лабораторный формат можно в определённой мере считать возможностью повысить свою профессиональную квалификацию, что важно и для постановщиков, и для актёров. Конечно, знания есть у всех, но со временем они перерастают в устоявшиеся штампы. Лаборатория, в рамках которой артистам и режиссёру предстоит за минимальный срок создать сплочённую команду и подготовить своего рода демоверсию будущего спектакля, служит прекрасным тренингом.

– Нужно за короткое время убедить артистов, которые привыкли работать в более комфортном, длительном, репетиционном периоде, в возможности сформулировать убедительные постановочные зарисовки. Режиссёрская смелость, помноженная на желание и творческое вдохновение, может дать положительный результат. Театр, в стенах которого проходит лаборатория, выполняет важную духовную миссию, хотя и несёт дополнительную нагрузку. Ведь нужно создать условия для участников. Театр «Святая крепость» можно сравнить с семейным домом, где нет безразличных людей. Все вовлечены в процесс, все стараются помочь, – говорит Давид Семёнович. Он сравнивает формат лаборатории с кино, где необходимо уметь в нужный момент максимально сконцентрироваться, войти в кадр и убедительно сыграть сцену. – Чтобы не заболеть творческим ковидом, необходимо поднимать иммунитет. Лаборатория прекрасно позволяет это сделать, – не сомневается театральный деятель.

Характерно, что трое из четырёх режиссёров, работающих в рамках лаборатории, в качестве материала выбрали произведения советских писателей. В том числе тех, кто когда-то являлся классиком, но сейчас основательно подзабыт. Например, москвичку Анну КУЛИКОВУ привлекло творчество Льва Кассиля, его военные рассказы.

– Это хорошая советская литература, простая и честная, написана понятным для детей языком. Смысл и первоисточника, и моего эскиза в том, что на войне нет разделения на детей и взрослых, победу добывают все вместе. Каждый вносит свою, пусть небольшую, лепту. Это не первая моя лаборатория. Общее в них одно: умение быстро договориться с актёрами и цехами, убедительно объяснить свой замысел. В общем, то же самое, что делаешь в обычные сроки, только времени очень мало. Даже если эскиз не перейдёт в полноценный спектакль, получаешь ценный опыт. Уж если удалось что-то сделать за несколько дней, то в полноценный репетиционный период будет ещё проще. Лаборатория – возможность знакомства с разными российскими театрами и шанс предложить себя, как режиссёра, – говорит Анна.

Для Алексея АММОСОВА, напротив, это лаборатория – первая. И он рад общению с новыми людьми. Хотя некоторых артистов труппы знает уже давно, со времён учёбы в Нижегородском театральном училище. Для своего эскиза, посвящённого мужеству жителей блокадного Ленинграда, Алексей выбрал стихи Самуила Маршака и Даниила Хармса.

– Формат лаборатории сложный, но интересный. Стараемся уложиться во временные рамки. Важен и тайминг возможного будущего спектакля, учитывая, что зрителями будут дети. Считаю, что он не должен быть длительным и уложиться в академический час – 45 минут. Хотя и взрослым предложенная тема, не простая для постановки, интересна. Мы взяли за основу предвоенные произведения ленинградских поэтов и попробовали представить, как бы они могли звучать в блокадных условиях. При этом старались не уйти в показушную историю, чтобы не получился «плохой ТЮЗ», – представляет свой замысел Алексей.

Аделина САПАЕВА, несмотря на молодость, уже имеет опыт участия в нескольких фестивалях и лабораториях, включая зарубежные. Как приглашённый режиссёр, работала в Московском Губернском театре под руководством Сергея БЕЗРУКОВА. Аделина обратилась к творчеству Бориса Лавренёва, инсценировав его рассказ «Большое сердце».  

– Лаборатория – это шанс попробовать сделать то, что давно хотел, но не было возможности. Интересно поездить по стране, посмотреть обустройство театров. Если говорить о рассказе Лавренёва, то о нём мне рассказал приятель, правда, не помнил названия, так что пришлось перешерстить Интернет. Рассказ небольшой, но я люблю короткий формат, это позволяет найти в маленьком материале много смысла. Невозможно ставить спектакль с расчётом только на конкретный возраст. Мой эскиз – семейная история, охватывающая большие и малые сердца. И с актёрами мы тоже ищем путь к сердцу друг друга. К концу лаборатории успеваем сдружиться, становимся сплочённой командой, даже расставаться не хочется, – признаётся режиссёр.

Артём КЛОКОВ высоко оценил профессионализм выборгских коллег. Это относится ко всему театру в целом. А актёрский состав, по словам постановщика, просто великолепный. Иначе было бы крайне сложно донести до публики все нюансы рассказов чешского писателя и драматурга Людвика Ашкенази. Под повествованием о взаимоотношениях человека и собаки скрывается, пожалуй, философская подоплёка: что такое преданность, и почему она может переродиться в предательство?

– Мы за два дня смогли составить схему спектакля. Конечно, получилась предварительная, межэтапная работа, которой в дальнейшем предстоит совершенствоваться. Буду рад, если эскиз понравится. Если нет, в любом случае работа в лаборатории станет положительным опытом. Мы просто выполнили свою работу, а дальше решать специалистам и зрителям, – объяснил свою позицию Артём.

Во время показов локации, где работали «лаборанты», были заполнены зрителями. Представленные эскизы вызвали неподдельный интерес. Знаменовало лабораторию обсуждение, где подробно остановились на достоинствах и недостатках работ. Какие из них в дальнейшем могут перерасти в полноценные спектакли, решит художественный совет театра. Однако его художественный руководитель Юрий ЛАБЕЦКИЙ уже сейчас отмечает положительные стороны январской лаборатории.     

– Лабораторная деятельность позволяет актёрам сотрудничать с другими режиссёрами, понять их стиль, их метод работы. Что-то останется за бортом, но для артистов это важный, неоценимый опыт. Участники первых лабораторий поставили в нашем театре по несколько спектаклей. Если какие-то работы и не войдут в репертуар, то просто интересно общение с новыми режиссёрами. В этом заключается смысл лаборатории – творческое знакомство труппы с новыми творцами, и моё знакомство с ними как художественного руководителя. Любопытно смотреть в процессе, как меняются актёры, как работают режиссёры, есть ли смысл продолжения контактов. Новые люди, свежие идеи – всегда интересно, – резюмирует Юрий Евгеньевич.

Сергей КАРСАКОВ

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также