Театр «Святая крепость» отмечает юбилей

«Домашний праздник» - так назывался вечер, посвященный 40-летию государственного театра драмы и кукол «Святая крепость».

Артисты давали спектакль, с которого началась жизнь театра – «Злюка из Кошице». Он неоднократно восстанавливался, многие артисты шутят, что для каждого новичка «Злюка» – своего рода боевое крещение. Вот и недавно спектакль был восстановлен в очередной раз, с нынешним молодым поколением. А в день юбилея на сцену вышли и сегодняшние исполнители, и те, кто играл в нем 40 лет назад - четверка, сдружившаяся еще в институте: Николай УСТИНОВ-ЛЕЩИНСКИЙ, заслуженный артист РФ, Тамара БЕЛОВА, заслуженная артистка РФ, Евгений НИКИТИН, заслуженный артист РФ, и ЮРИЙ ЛАБЕЦКИЙ, заслуженный деятель искусств РФ (кстати, увидеть на сцене режиссера –  большая редкость).     

27 марта 1982 года состоялась премьера. Своего помещения у театра тогда еще не было, и зрителей пригласили в городской Дом культуры. Не было своей сцены, но все побеждало огромное желание работать.  Это сегодня они мастера, а тогда были просто молодые начинающие актеры, объединенные в едином творческом порыве.

Впрочем, до приезда в Выборг в их жизни был еще и Курган, куда они отправились создавать свой театр. Вспоминают, что этот город встретил их невыразительной привокзальной площадью: посреди нее открылся люк, из него высунулось синеватое лицо, не понятно, женское или мужское. «Что вы здесь делаете? – спросили артисты. «Живу», - ответил собеседник. «И как Курган»? «Курган такой хороший город, рубль 32 у меня есть, скоро откроется магазин и будет еще лучше»…

Создать театр удалось, четверка благополучно отработала там несколько лет, после чего была вынуждена уехать. Рассказывают, что на первомайскую демонстрацию они отправились с питомцами (у всех четверых были собаки). Проходя мимо трибуны, одна  из актрис с мопсом в руках на возглас оратора: «Слава советским профсоюзам!» неудачно продолжила: «Слава советским собакам!». На следующий день во всех СМИ Кургана появилась информация: «Молодые артисты театра «Гулливер» на празднике 1 Мая подошли к трибунам с догами, которые облаяли местную власть». 

Тамара Белова предложила отправиться в Выборг. Отец Тамары – Анатолий Белов в свое время учился в педагогическом институте, который размещался в одном из корпусов нынешней гимназии. В вузе был замечательный театральный кружок..

- С детства я рассматривала студенческие альбомы отца, - рассказывает Тамара  Белова. - В них было много снимков, посвященных его увлечению, – сцены из спектаклей, декорации, костюмы… В пятидесятые годы отец даже задумывался об открытии в Выборге профессионального театра, тем более что театральные традиции в городе существовали давно. У него это не получилось, зато получилось у нас, чему я безмерно рада. Когда встал вопрос, куда же отправиться нам с друзьями для покорения сцены, я предложила Выборг, потому что до этого была участницей конференции, на которой министр культуры СССР как раз предлагал организовать профессиональный театр не в мегаполисе, а в небольшом городе.

Конечно, у актеров есть своя жизнь, родные, близкие, но в театре у нас тоже семья и тоже жизнь. Мне радостно выходить на сцену, заводиться, ловить кайф, играть, передавать настроение в зал, чтобы получилось одно общее со зрителем дыхание.  

Для Евгения Никитина «Святая крепость» - его дом, в котором ему знаком каждый кирпич, и который он старается содержать в порядке: если нужно, и пол подметет, и стены подкрасит. Хотя, понятно, что главное – это сцена:

- Театр – это другая реальность, взять, например, моего героя Рогожина из спектакля «Идиот» - это ведь не я, но мне приходится столько перелопатить внутри себя, потому что я бы такое никогда не совершил (напомним, что  Рогожин в порыве ревности убивает Настасью Филипповну). И за 40 лет таких ролей было много. Нам повезло: наш режиссер – Юрий Лабецкий всегда берется только за хорошую драматургию.

Евгений Иванович добавляет, что в театр пришла замечательная молодежь: ребята похожи на старших товарищей в их молодые годы – так же активны, живут работой и стремятся к самовыражению. Благодаря опыту ветеранов и энергии молодых у «Святой крепости»  создан хороший потенциал, и хочется верить, большое будущее.

Николай Устинов-Лещинский считает себя счастливым человеком, потому что нашел свое место в жизни:

- В «Святой крепости» мне комфортно и хорошо, здесь мои «однополчане», с которыми мы вместе постигали азы театрального искусства на улице Моховой в Ленинграде. Здесь друзья, с которыми прожит на сцене не один десяток лет. Сегодня мы отмечаем 40 лет, но будет и 80, и 100, и 120 - я в это верю. Будут новые актеры, режиссеры, спектакли, а значит, будет жить и «Святая крепость» как память о ее основателях…  

Николай Николаевич рассказал вашему корреспонденту о некоторых актерских ритуалах, например, он сам перед выходом на сцену трижды читает молитву «Отче наш» и делает «восьмерку» для того, чтобы «размять хребет» (это ему подсказали артисты балета). Некоторые его коллеги в день спектакля не курят, ни на кого не смотрят, не общаются между собой…                 

Когда до праздника остались буквально считанные минуты художественный руководитель театра Юрий Лабецкий признался, что испытывает ужас от того, что театру 40 лет, от того, что они пролетели как один день, но он ничего не успел сделать. Позволим себе не согласиться с Юрием Евгеньевичем, тем более, что у нас в редакции все хорошо знают: Лабецкий всегда ставит перед собой грандиозные цели для того, чтобы потом испытать чувство удовлетворения даже если реализуется лишь половина из задуманного.

- Эти 40 лет были насыщенными, когда ты занимаешься любимым делом, оно всегда приносит удовольствие, - говорит Юрий Лабецкий. - У нас замечательный коллектив, хорошие спектакли, преданные зрители. Сложно сказать, какой спектакль мне дорог больше других, но отмечу «Ромео и Джульетту», «Три сестры», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Восемь любящих женщин», «Мой бедный Марат», «Болеро».

О худруке театра известно, что он с детства был неугомонным, постоянно был чем-то занят, например, каждые полгода вместе с отцом делал масштабную перестановку мебели в квартире. В школьные годы занимался в театральной студии, где не только пробовал себя в роли актера, но занимался сценографией, был монтировщиком сцены, осветителем и даже режиссером. Однако поступил в театральный вуз только с третьей попытки, причем уверяет, что в случае неудачи была бы и четвертая, и  пятая, и шестая, потому что никем кроме актера себя не видел:

- Меня и с третьей попытки брать не хотели, была установка: курс иногородних, а я – единственный ленинградец. Мне говорили, тяжеловат… Это я-то тяжеловат, кандидат в мастера спорта по гимнастике!.. На одном из экзаменов по танцу я сделал сальто, и профессор понял, что я очень хочу поступить. Тем более, что на отделении кукольников юношей всегда не хватало.

В юбилейный вечер на сцене были не только артисты, но и почетные гости: руководитель областного комитета по культуре и туризму Евгений ЧАЙКОВСКИЙ, председатель районного комитета спорта, культуры и молодежной политики Владимир ДОЛГИХ и начальник отдела культуры Галина ЦВЕТКОВА. Поздравил юбиляров также  директор ВЦ «Эрмитаж-Выборг» Александр КОСТЕНКО признавшийся, что спектакль «Болеро» посмотрел более десяти раз. А сотрудник выставочного центра Зоя ФЕДОСЕЕВА увидев в 1982 году первый спектакль театра на сцене Дома культуры, остается его преданным зрителем по сей день, утверждает, что видела практически все постановки. Свои творческие подарки преподнесли театру артисты этнокультурного комплекса «Вереск» и культурно-досугового комплекса Выборга.

Маргарита ЗАХАРОВА   

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также