Старинный собор как центр притяжения гостей

Старинный собор как центр притяжения гостей
68

В последние годы туристы приезжают в наш город не только для того, чтобы полюбоваться его архитектурными памятниками – они охотно становятся участниками и зрителями ярких и эффектных фестивалей, спортивных соревнований, концертов…

Добро пожаловать!

Гости регулярно приезжают в Выборг на фестиваль «Майское дерево», на праздники в Монрепо «Сиреневый день» и «Дачные сезоны», на регату «Паруса Выборга», на фестивали «Выборгский рубеж», «Окно в Европу», «Балтийский кукловорот». Нынешним летом грандиозно прошел и один из самых масштабных российских мотофестивалей «Baltic Rally». В течение четырех дней участники побывали на различных экскурсионных и культурных программах, попробовали себя в разных видах спорта, посетили мастер-классы…

В течение всего нынешнего сезона собор Святых Петра и Павла в свой юбилейный год (225-лет со дня постройки), приглашал гостей и жителей города на концерты органной музыки. Зал неизменно был полон.

 Во славу Великой Екатерины

Судьба немецкого и шведского приходов была подробно описана Юханом Вильгельмом Руутом в «Истории города Выборга». Первая часть перевода на русский язык этой книги вышла в свет в нынешнем году под эгидой Выборгского объединенного музея-заповедника.

Напомним, что первоначально проект храма был разработан губернским архитектором Иоганном Брокманом, затем скорректирован и дополнен известным мастером неоклассицизма Юрием Фельтеном. Подрядчиком строительства выступил Андрей Быбин из Соликамска. Скульптор Сергей Бушев украсил фасад и колокольню колоннами из алебастра. Штукатурные работы и кладка четырех кафельных печей были поручены Иоакиму Кристиану Сутхоффу.

Из исторического очерка «Собор Святых Петра и Павла в Выборге», изданного сто лет назад настоятелем лютеранского прихода Выборга Карлом Густавом Эмануэлем Мосандером и переведенного на русский в этом году, можно узнать об особенностях возведения храма и его убранстве:

«…Благодаря находчивости и упорству комитета, в 1799 году собор был готов к освящению… Первого сентября того же года рассчитались со всеми мастерами, в том числе с Быбиным. При проверке счета, выставленного плотниками, выяснилось, что стоимость работ выросла на 76 рублей 35 копеек из-за недостаточно четких указаний архитектора Брокмана – по этой причине из его вознаграждения за руководство работами вычли соответствующую сумму…

Приходы смогли своими силами обрести собор, заменивший им храм и территорию, отнятые жестокой и разрушительной войной. Изучая документы, касающиеся десятилетнего процесса возведения собора, невольно поражаешься неутомимой энергии и практическому подходу тех людей, которые, несмотря ни на что, успешно завершили такой грандиозный для той эпохи проект».

Изначально планировалось дать собору имя Святой Екатерины, однако ко времени освящения храма императрица скончалась, и собор получил имя Святого Павла в честь нового правителя.

В 1839 году из Ганновера был привезен и установлен в соборе орган фирмы «Майер». В 1885 году церковь была реконструирована под руководством архитектора Якоба Аренберга.

 Новая жизнь собора

Выборгской лютеранской общине собор был возвращен в 1991 году (до этого он функционировал как клуб военных моряков), после ремонта состоялось освящение храма. В 1996 году в Эстонии приобрели алтарь. Приход Миккели подарил собору 10-регистровый духовой орган, который до сегодняшнего дня остается вторым по величине из пяти аналогичных музыкальных инструментов Ленинградской области. Здание церкви внесено в список культурного наследия федерального значения как памятник градостроительства и архитектуры.

В приходе ведется большая общественная работа. Проводятся экскурсии, органные, вокально-инструментальные и хоровые концерты. При общине действует хор Микаэля Агриколы, названный в память первого лютеранского епископа, жизнь которого была связана с Выборгом. В субботние дни августа – сентября хор выступал с музыкальными экскурсиями «Все инструменты Агрикольского хора». В течение получаса выборжцы и гости могли услышать звучание карельских гуслей – кантеле, связанных с эпосом «Калевала», памятник герою которого Вяйнемейнену установлен в парке Монрепо. Руководит ансамблем кантелистов Марина ШКУРЛЯТЬЕВА.

Руководитель хора Дарья ШКУРЛЯТЬЕВА играет на многих инструментах, в том числе на вирси-каннеле, наследующем традиции пифагорейского монохорда. Когда-то в Выборгской губернии вирси-каннель присутствовал почти в каждом доме, а сегодня его можно увидеть только в некоторых музеях.

Примечательно, что нынешний год связан еще с несколькими знаменательными для россиян датами, отмечалось, в частности, также 220 лет со дня рождения знаменитого российского писателя, философа, общественного деятеля, музыковеда и музыкального критика – Владимира Одоевского (1804-1869), биография которого связана с Выборгом и усадьба которого располагалась неподалеку от города. 

В собрании Выборгского музея-заповедника хранится нотное издание-альбом «Князь Владимир Одоевский. Сочинения для органа», выпущенное в 2003 году небольшим тиражом. В сборник вошли органные произведения Одоевского. Расшифровал музыкальные рукописи и составил данное издание органист, сотрудник Государственного Эрмитажа Юрий Семёнов. Одоевский стал первым русским композитором, обратившемся в своем творчестве к органной музыке. Инструмент, на котором Владимир Федорович играл и сочинял музыку, не сохранился, однако известно, что орган Одоевского был гораздо больше нынешнего, расположенного в лютеранском храме Выборга. Для того, чтобы
появилась возможность услышать «Сарабанду» В.Ф. Одоевского, Дарья Шкурлятьева сделала переложение для виолончели и органа. 22 сентября это музыкальное произведение прозвучало в стенах собора Святых Петра и Павла в исполнении Марины ЛЕБЕДЕВОЙ (орган) и Дарьи Шкурлятьевой (виолончель).

Программу концерта можно было бы назвать музыкальным портретом Выборга, который в прежние века был перекрёстком четырёх культур: русской, финской, шведской и немецкой. Кроме органных пьес Владимира Одоевского в этот день прозвучали произведения Георга Филиппа Телемана, Карла Фридриха Абеля, Иоганна Себастьяна Баха, Юхана Хельмика Румана, Рихарда Фальтина, Йозефа Гайдна.

В завершение был исполнен романс Глинки «Я помню чудное мгновенье» в переложении для виолончели и органа.

Остается добавить, что хор Микаэля Агриколы активно гастролирует в Ленинградской области и в Карелии. В скором времени примет участие в фестивале «Музыкальный код города. Основание», который пройдет в Санкт-Петербурге в церкви Святой Екатерины на Большом проспекте Васильевского острова.

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также