Соборе Петра и Павла в Выборге принимал итальянских музыкантов

1378
Анастасия Аширова, Паоло Девито и Татьяна Сманцер

Этот концерт с полным правом можно назвать международным: его участниками стали исполнители не только из России, но и из Италии.

Выборгу не впервой принимать европейских исполнителей, в этот день гостем в соборе Петра и Павла стал главный органист церкви Святого Семейства итальянского города Фабриано Паоло ДЕВИТО. Его сопровождали солистка Санкт-Петербургской филармонии Татьяна СМАНЦЕР и молодая, но опытная исполнительница, лауреат международных конкурсов скрипачка Анастасия АШИРОВА.

Под сводами собора звучали произведения композиторов XVI-XIII веков: автора одной из первых опер Джулио Каччини (1551-1618), основоположника итальянской органной и клавирной школы Джироламо Фрескобальди (1583-1643), одного из создателей жанра оперы-buff Джованни Перголези (1710-1736), Георга Генделя (1685-1759), творчество которого явилось кульминацией в развитии музыкальной культуры первой половины XVIII и др.

Рассказ о композиторах предварял исполнение музыкальных произведений. Так, к примеру, слушатели узнали, что английского подданного немецкого происхождения Георга Фридриха Генделя иногда называют итальянским композитором, ведь он писал музыку и к итальянским операм. Интересно, что отец будущего композитора всячески препятствовал его музыкальным наклонностям, но результат стал прямо противоположным ожиданиям, чему рады слушатели многих поколений.

Паоло Девито руководит двумя большим хорами, один из них в Йези, где родился Джованни Баттиста Перголези. Гениальный композитор за 26 лет своей жизни написал много вокальных шедевров. Арии, одна из которых связана с любовным томлением «Три дня как нет Нинетты», и вторую о страсти, питаемой героем к пастушке, выборгская публика встретила с большим воодушевлением.

Высшим достижением итальянского оперного композитора Николы Дзингарелли считается «Ромео и Джульетта», на концерте прозвучала его соната для клавира.

Несколько произведений итальянского жанра «балетти» Джованни Гастольди увлекли слушателей в водоворот итальянского бала.

Отдали дань и русской культуре, заглянув в XVIII столетие. На заре русского композиторского творчества многие произведения не сохранили авторства.

Например, музыку и слова неизвестного автора «Ах, свет мой горький», написанные от лица женщины, приписывают самой императрице Анне Иоанновне. В исполнении Татьяны Сманцер эта песня звучала мелодично и очень грустно…

В завершение концерта в исполнении трио музыкантов прозвучала песня из сборника «Между делом безделье, или собрание разных песен», вышедшего в 1759 году, автор музыки статс-секретарь Екатерины Великой Павел Теплов, а слова принадлежат одному из первых знаменитых русских поэтов Александру Сумарокову.

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также