Школьный камерный оркестр и его дирижер
…Репетиция уже шла. Войдя на цыпочках в зал, я услышала знакомую мелодию из «Серенады солнечной долины». Мягкое, бархатное звучание школьного камерного оркестра, завораживало: теплый и густой, как гуашь, тембр скрипок, виолончелей, флейт и кларнетов, их мягкое туше, окутывали, словно тёплым пледом, брали в плен…
Дирижёр за пультом, совсем ещё молодой человек, останавливал время от времени репетицию. Работал с оркестрантами, объясняя и требуя пиццикато струнных, точного вступления партии фортепиано, взаимодействия всех групп инструментов. Продумывать концепцию исполнения – задача руководителя оркестра. А концепция – это гораздо больше, чем просто отработка деталей, это видение того, что должно получиться, что будет соответствовать замыслу композитора, и как всё это будет воздействовать на слушателя – лишь малая часть задач. Качественное звучание такого серьёзного по масштабу, несмотря на «камерность», музыкального коллектива, состоящего из 28 юных скрипачей, виолончелистов, флейтистов и кларнетистов, складывается из множества нюансов. У каждого дирижёра звук оркестра – разный. Как и жест. Как выбор методики работы с коллективом. Как и то, что получается в итоге.
Руководитель школьного камерного оркестра – Леонид Варганов. Он, между прочим, помимо всего прочего, еще и интереснейший рассказчик! За время нашей беседы, я узнала столько о работе дирижёра, что впору самой взять в руки дирижерскую палочку. Леонид с детства изучал и исследовал симфонический оркестр – так интересовала его эта тема. Увидев и услышав Геннадия Рождественского, которого Леонид считает настоящим богом в своем деле, он по-настоящему влюбился в профессию дирижёра. Окончив музыкально-педагогическое училище по классу аккордеона, высшее образование уже получил на кафедре оркестрового дирижирования факультета искусств в петербургском институте культуры. Надо сказать, что огромное число маститых, увенчанных славой и всеми возможными благами музыкантов, не будучи дирижёрами по образованию, мечтали ими стать. И добивались желаемого! Судите сами: Сергей Рахманинов – пианист, Юрий Башмет – альтист, Владимир Спиваков – скрипач. Бах, Бетховен, Мендельсон – все они имели множество музыкальных специальностей, и дирижирование оркестром было лишь одной из них. Почему музыканты стремятся встать за дирижерский пульт? Причин тому немало; наверное, большую роль играет желание выразить намного больше того, что может сделать один единственный инструмент…
Профессия дирижёра окутана тайнами, страстями и в то же время связана с многими забавными случаями.
– Дирижёра делает не дирижёрская палочка, а партитура и понимание, как работать с музыкой – убежден Леонид Варганов.
Удивляюсь не только молодости дирижёра, но и его внимательности, мягкости в обращении к юным музыкантам. Тем не менее задачи он ставит грандиозные. И не только для оркестрантов. Прежде всего – для себя.
– Мне хочется вести оркестр за собой… Многие музыканты воспринимают эту профессию как амбициозную, престижную. Но это не совсем так. Гнаться за престижем – не моя задача. Я всё время думаю о той музыке, которую мы выбрали для исполнения с оркестром. Даже по ночам мой мозг работает в этом направлении: как лучше сыграть то или иное место. Я обдумываю стратегию, готовлюсь к каждому приезду.
Тут стоит пояснить. Да, действительно, Леонид приезжает к нам из Санкт-Петербурга. Там он живёт, там работает в Государственном академическом русском оркестре им. В.В. Андреева.
Дирижер так увлеченно говорит о своей работе, что невольно подчиняешься ходу его мыслей и вдруг отчетливо понимаешь: именно молодые руководители коллективов нужны сейчас школе. Сколько у них идей, сколько задач и их решений видит Леонид Варганов! Имея в репертуаре школьного, а значит, детского музыкального коллектива, достаточно «взрослые» произведения: Адажио соль минор, известное как Адажио Альбинони (Р. Джазотто), Полька-пиццикато И. Штрауса, музыка из фильма «Серенада солнечной долины», Ноктюрн А. Локшина, Леонид и сам делает аранжировки: взяв за основу вступление из сюиты «Тропою джунглей» и вальс А. Локшина, он создал новое произведение, которое назвал «Интродукция и вальс». И всё это – специально для работы с камерным оркестром школы! Надо заметить, что ему приходится не только дирижировать, писать аранжировки, но и многое переосмысливать. Ведь работа с детским коллективом отличается от работы со взрослым составом исполнителей и в плане музыкально-технических сложностей, и сточки зрения психологических особенностей. Когда в оркестре двадцать с лишним детей-подростков – это тот ещё драйв! Безусловно, в этой непростой работе Леониду помогают коллеги-музыканты: преподаватель класса скрипки Татьяна ГУСЕВА и преподаватель класса виолончели Мария АФОНИЧЕВА.
Приезжая к нам раз в неделю, чтобы посвятить себя оркестру и детям, Леонид благодарит судьбу за то, что в некотором роде по воле случая оказался здесь. Искренне радуясь возможности работать с оркестром, говорит, что благодарен директору нашей школы Инне САПОГОВОЙ за чуткость и понимание, за теплое отношение и принятие его позиции. Считает, что это очень важно… Убежден:
– Работа с детьми помогает подняться над собой.
Хорошие слова. Хорошего человека. Хорошего музыканта.
Читайте также
-
Предпринимательская жилка не спасла от наказания
-
Экскурсия под перестук колес
-
В очистные сооружения в Выборге вложат 6 миллиардов из федеральных средств
-
Губернатор предложил увеличить парк «скорых», но только для густонаселенных районов
-
Михаил Мишустин подписал постановление о социальной газификации для СНТ
-
Льготные страховые взносы для СОНКО планируют продлить и расширить