Сергей Снежкин: Глаза должны гореть

Сергей Снежкин: Глаза должны гореть
1100
"Всегда с удовольствием приезжаю на выборгский фестиваль"

В рамках кинофестиваля в Выборге прошла встреча с известным режиссером, сценаристом, продюсером, народным артистом РФ Сергеем Снежкиным. По его мнению, кинематограф – не самое подходящее место для того, чтобы заниматься искусством. Однако в этом противоречивом мире Снежкин почти 40 лет…

В свое время он окончил ВГИК, тепло вспоминает студенческую пору:

- У нас был большой кинозал, где демонстрировали студенческие работы, причем, каждый раз - аншлаг как на фильмах Феллини. А в одной из комнат студенческого общежития, где я жил, красовалась надпись: «Здесь жил Василий Шукшин». Мастер курса ежедневно писал мне записки, в которых анализировал мою работу, указывал, где поправить, где переснять и т.д. Я до сих пор их храню.

После учебы Снежкин пришел работать на Ленфильм.

- Великий Ленфильм я застал еще в детстве, потому что рос в этой среде. Впервые побывал в павильоне в шесть лет. Мне импонирует то, что на этой сравнительно небольшой площадке выросло целое поколение сложных, талантливых и высоконравственных людей.

После вуза четыре года я был без работы, а когда власть дала молодым режиссерам шанс и создала Всесоюзное объединение «Дебют» на Мосфильме, мы все получили возможность снять свое кино… Так началась моя работа в кинематографе. 

В 2011 году Сергей Снежкин набрал учеников в режиссерскую мастерскую в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. Примечательно, что предпочитал брать студентов только из глубинки. Признается, что и сегодня готов консультировать молодых кинематографистов, если у них, конечно, будут гореть глаза от желания что-то создать в кино, а не просто заработать…

- Я стараюсь снимать фильмы так, чтобы главными в нем все-таки были актеры, потому даже самый выдающийся режиссер без актера никто, ты можешь донести до зрителя свой замысел только с его помощью. Всегда тщательно провожу пробы, причем, приглашаю максимальное количество актеров, в том числе и на эпизодическую роль. Даже если пишу сценарий на определенного человека, смотрю в этом материале как минимум четыре кандидатуры. Не допускаю до проб тех, кто не читал сценарий. Не стоит забывать, что актер – это соавтор режиссера, а не раб на галере. Он не безмолвный исполнитель того, что задумал режиссер, он вносит частичку себя в общее дело.  Проводя пробы, каждый раз убеждаюсь, что наша советская школа жива. Восхищаюсь, например, актером Евгением Дятловым, который играет лишь то, что считает необходимым для себя.

Работа над сериалами, по мнению Снежкина, далека от настоящего творчества, но тем не менее и здесь режиссеру нужно сделать все для того, чтобы из заведомо слабого материала создать произведение искусства.

- На мой взгляд, вся трагедия современного кино заключается в «продюсерщине», как только эта модель будет сломана, начнется возрождение российского кинематографа. Никогда к операции не допустят человека без медицинского образования, а в кинематограф сегодня берут кого угодно, лишь бы деньги были.  

Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также