От Балтики до Атлантики расширился выборгский фестиваль театров кукол

1633
Спектакль "Балеро" - пластическая история о том, зачем мы приходим на землю

Нашим читателям уже известно, что впервые в Выборге прошел международный фестиваль театров кукол «Балтийский кукловорот». Участники высоко оценили этот праздник кукол, и организаторы пообещали, что фестиваль станет традиционным.

В рамках «Балтийского кукловорота» зрители увидели около 20-ти разных спектаклей. По словам председателя жюри, декана факультета театра кукол Российского государственного института сценических искусств Николая НАУМОВА, судить было невероятно сложно:

- Мы увидели много хороших сильных спектаклей, призовые места хотелось присудить буквально каждому. Радует, что существуют театры малых форм, где заняты два-три человека. К тому же в спектаклях затрагиваются весьма серьезные темы, взять, к примеру, театр из Аргентины, где актриса блестяще сыграла в простом детском спектакле, и дуэт – серьезную взрослую постановку о том, как повседневная жизнь, механистичность нашей работы может превратить человека в робота. Но не стоит забывать, что у человека есть сердце. Примечательно, что в число победителей нашего фестиваля попали иностранные коллективы, несмотря на то, что в последние годы складывалась тенденция, что в зарубежных театрах предпочтение отдавалось художникам, а не актерам. Для меня «Балтийский кукловорот» открыл значимость игры актера в зарубежном театре.

– Прослеживаются ли какие-нибудь тенденции в мире современных кукольников?

– К сожалению, тенденция в том, что из театра кукол уходят куклы… Но на выборгском фестивале мы этого, к счастью, не увидели. И вторая тенденция – российские театры теряют мастеров владения куклой, потому что постепенно из театральных вузов уходит эта профессия.

– Ваши впечатления от работы в жюри?

– Я вообще люблю «Святую крепость», с создателями театра в Выборге – Юрием ЛАБЕЦКИМ, Николаем УСТИНОВЫМ-ЛЕЩИНСКИМ, Евгением НИКИТИНЫМ и Тамарой БЕЛОВОЙ мы знакомы со студенческих лет. В театре приятная уютная атмосфера, чувствуешь себя как дома. Эти актеры – сегодня заслуженные деятели – как были энергичными в студенческие годы, такими и остались. И это здорово! Хвалю выборгский театр и за то, что он остается театром драмы и кукол, здесь играются как кукольные спектакли, так и серьезные классические постановки. Конечно, с моими коллегами по жюри к общему мнению мы пришли не сразу, даже искали компромиссы. Мы сегодня будем вручать не просто дипломы, а с формулировками, за что конкретно, например, один из театров получил диплом «за культуру речи».
Персональные дипломы получили: «Театр Руслана Вольфсона» – за инновации в развитии художественного языка театра кукол, Русский театр из Эстонии – за культуру сценической речи, театр Tuuleveski (Эстония) – за культуру сценического существования, Theatre Group Taiga-Matto (Финляндия) – за оригинальное музыкальное сопровождение.

По мнению инициатора фестиваля – художественного руководителя государственного театра драмы и кукол «Святая крепость» театра Юрия Лабецкого, первый блин получился не комом:

– На мой взгляд, праздник состоялся. Более того, если нас поддержит комитет по культуре Ленинградской области, мы готовы проводить «Балтийский кукловорот» каждый год. Тем более что детского фестиваля театров кукол в нашем регионе нет.

– Завершает фестиваль ваш спектакль «Болеро». Почему именно такой выбор?

– Как известно, организатор не участвует в конкурсной программе, поэтому мы начинали и завершаем фестиваль. «Болеро» – пластическое действие без слов, где играют люди и куклы. Это размышления о том, как и зачем человек приходит на землю. Как ищет любовь и, не найдя ее, разрушает мир. На мой взгляд, все разрушения на земле от дефицита любви.

Юрий Лабецкий вручил дипломы организаторов фестиваля театру «Апрель» из Лодейного Поля – за спектакль «Тутта Карлссон + Людвиг XIV» и творческому студенческому коллективу спектакля «Наш Петербург» – за тени, которые стали ярче жизни.

Член жюри, журналист, театральный критик Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ:

– Фестиваль – это время теплых знакомств, радостных встреч, постоянных улыбок, потому что, когда собирается компания единомышленников, без человеческого тепла, понимания друг друга не обойтись. Надеюсь, что все мы успели не только познакомиться, но и подружиться.

Жюри приняло решение вручить шесть дипломов за участие: театру кукол «Фонарик» (Эстония), Teatro Los Claveles (Испания), Малый театр кукол, театр «МаМи» и театр кукол «Бродячая собачка» (Санкт-Петербург), Domovoi Theatre Compani (Испания-Россия).

Член жюри, режиссер, драматург Амела ВУЧЕНОВИЧ:

– Прекрасный фестиваль! На мой взгляд, конкурсы среди театров кукол важны, потому что их спектакли относятся к широкому кругу зрителей: от маленьких до пожилых. Убеждена, что все спектакли порадовали зрителей и точно – жюри, наша работа не утомила, а принесла счастье. Как актриса я особое внимание обращала на игру актеров и благодарна им за отдачу и преданность нашему искусству. Выбирать лучших из лучших было сложно, но мы отметили: дипломом за лучшую женскую роль – Сару ДОН (Аргентина), за лучшую мужскую роль – Вагнера ГАЛО (Испания), за лучшую режиссерскую концепцию спектакля – Яцека МАЛИНОВСКОГО (Польша), за лучшую работу художника – Марию ГЛАДКИХ (театр «Без занавеса», Россия). Мы также присудили диплом лучшему актерскому дуэту – Кьерсти ИВЕРСЕН и Хименес ПАЛАСИОС (Норвегия). Выборгский театр «Святая крепость» отмечен дипломом за идею проведения и организации фестиваля.

Любопытно, что гран-при фестиваля, который задумывался как конкурс среди театров кукол Балтики, получил коллектив Alquimia titeres из Аргентины за спектакль «Я все еще здесь». Можно смело утверждать, что выборгский фестиваль расширил свои границы от Балтики – до Атлантики.

Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также