Музыканты из Дании покорили публику Выборга
26-летний Л. ван Бетховен, 28-летний Д. Д. Шостакович и 28-летний З. Кодай «встретились» в библиотеке Алвара Аалто. Гость из Дании, блистательный молодой виолончелист Джонатан Альгот СВЕНСЕН представил слушателям ранние опусы этих композиторов.
Исполнение было удивительно светлым, проникновенным, лиричным. Временами это казалось парадоксальным. Мятущаяся душа Бетховена, трагический надлом в творчестве Шостаковича – вот к чему мы привыкли. Не слишком ли сладко и «благополучно» пела виолончель?.. Вопрос этот отпадёт сам собой, если вспомнить контекст создания произведений.
Виолончельную сонату ор. 5 №2 Бетховен пишет в 1776 году. Композитор полон надежд, новых идей, журналисты щедро награждают его восторженными эпитетами, называют гением. До фатальной потери слуха ещё год. Виолончельная соната ор. 40 была написана Шостаковичем в 1934 году. Только-только с успехом прошла в Ленинграде премьера оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Роковая статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» появится лишь спустя два года.
Обе сонаты минорные (соната Бетховена в соль миноре, соната Шостаковича в ре миноре), однако в палитре мрачных красок обоих композиторов ещё нет ни безысходного отчаяния, ни леденящего душу трагизма. Трактовка юного датчанина показалась автору этих строк интересной, яркой, убедительной: психологизм без чрезмерного пафоса, юмор без чрезмерной едкости, отсутствие попыток «вытащить» из текста то, чего там принципиально быть не может.
Отдельно стоит отметить мастерство пианиста, ведь «главных героев» в сонатах Бетховена и Шостаковича два: фортепиано не просто ведёт равноправный диалог с виолончелью, но «борется с ней за первенство», обе сонаты можно смело назвать как «сонатами для виолончели и фортепиано», так и «сонатами для фортепиано и виолончели». Виртуозность, ансамблевая чуткость, зрелость трактовки Филипа СТРАУХА (преподаватель Королевской датской консерватории) выше всяческих похвал!
Джонатан Свенсен и Филип Страух не только исполнили общепризнанные виолончельные шедевры, но также смело взялись за просветительскую миссию. В первом отделении прозвучала одночастная соната Золтана Кодая (1882–1967). Музыкальным педагогам хорошо известен «метод Кодая», заслуживший признание ЮНЕСКО, однако камерная музыка этого венгерского композитора исполняется в России крайне редко. Второе отделение открылось мировой премьерой сонаты современного датского композитора Матиаса ВЕСТЕРГОРА. В Дании это очень популярная фигура – в частности, в прошлом году он с большим успехом представил публике свою оперу «Титаник». Буквально за неделю до премьеры, 29 ноября, на своей странице в социальной сети «Facebook» Матиас Вестергор написал: «Я только что закончил свою виолончельную сонату в традициях старой школы. Впервые моё сочинение будет исполнено в России!»
Огромная благодарность Датскому институту культуры за то, что выборжцы смогли познакомиться с одним из самых ярких современных виолончелистов, который покорил этим летом жюри и слушателей Конкурса Чайковского красотой и богатством звука. От того места, где родился Джонатан Свенсен, до датского Выборга (да-да, в Дании тоже есть такой город!) на поезде около пяти часов. До российского Выборга добираться ещё дольше. Отрадно, что мы можем быть в курсе самых ярких музыкальных событий Европы. Концерт прошел при полном аншлаге. Ждём новых музыкальных открытий!
Дарья ШКУРЛЯТЬЕВА
P.S. В продолжение датской темы
Кстати, у нашего города с Данией было ещё несколько крепких музыкальных связей. С 1883 по 1914 год в Выборге жил и работал известный композитор, дирижёр, хормейстер и педагог Карл Теодор Сёренсен (1846–1914). Он родился в Копенгагене, учился там же у Нильса Вильгельма Гаде, который в 1867 году основал ту самую Королевскую консерваторию. В 1883-1889 годах Сёренсен возглавлял Выборгский городской оркестр (капеллу) из 18 человек; с 1884 года до последних лет служил органистом в Соборе Петра и Павла, учителем музыки и пения в выборгских школах, а также работал директором музыкального магазина, где продавал фортепиано и фисгармонии. С городским оркестром Карл Теодор нередко исполнял свои оркестровые пьесы. Однако несколько обвинений в плагиате со стороны влиятельных финских музыкальных критиков заставили его покинуть капеллу. Из собственных произведений Сёренсена сохранились лишь первая часть его Первой симфонии, а также песни и романсы; все другие сочинения были утеряны в 1939 году при эвакуации композиторского архива из Выборга.
Также в своё время в Выборге часто исполнялись оркестровые пьесы датского композитора Ханса Кристиана Лумбю (1810–1874). Они входили в репертуар городской инструментальной капеллы под управлением Эрнста Бернхарда Шнеевохта (1835–1905), который управлял ею с 1867 по 1879 год.
Илья ПОПЦОВ
Читайте также
-
Вечером и ночью в Выборгском районе тушили дома и дачные строения
-
Урок истории для выборгских студентов
-
Выставка в выборгском Эрмитаже раскрывает тайны князя Потёмкина
-
Муниципалитеты должны следить за состоянием объектов благоустройства
-
Финансисты убрали прибрежную зону
-
Молодожёны Ленобласти получают именные сертификаты на обследование