Музыканты из Дании покорили публику Выборга

Музыканты из Дании покорили публику Выборга
994
Музыканты из Дании покорили публику Выборга

26-летний Л. ван Бетховен, 28-летний Д. Д. Шостакович и 28-летний З. Кодай «встретились» в библиотеке Алвара Аалто. Гость из Дании, блистательный молодой виолончелист Джонатан Альгот СВЕНСЕН пред­ставил слушателям ранние опусы этих композиторов. 

Исполнение было удивительно светлым, проникновенным, лиричным. Временами это казалось парадоксальным. Мятущаяся душа Бетховена, трагический надлом в творчестве Шостаковича – вот к чему мы привыкли. Не слишком ли сладко и «бла­гополучно» пела виолончель?.. Вопрос этот отпадёт сам собой, если вспом­нить контекст создания произведений. 

Виолончельную сонату ор. 5 №2 Бетховен пишет в 1776 году. Композитор полон на­дежд, новых идей, журналисты щедро награждают его восторженными эпи­те­тами, называют гением. До фатальной потери слуха ещё год. Виолончельная со­ната ор. 40 была написана Шостаковичем в 1934 году. Только-только с успехом прошла в Ленинграде премьера оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Роковая статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» появится лишь спустя два го­да. 

Обе сонаты минорные (соната Бетховена в соль миноре, соната Шостаковича в ре миноре), однако в палитре мрачных красок обоих композиторов ещё нет ни без­ысходного отчаяния, ни леденящего душу трагизма. Трактовка юного датчанина показалась автору этих строк интересной, яркой, убедительной: психологизм без чрезмерного пафоса, юмор без чрезмерной едкости, отсутствие попыток «вытащить» из текста то, чего там принципиально быть не может. 

Отдельно стоит отметить мастерство пианиста, ведь «главных героев» в сонатах Бетховена и Шостаковича два: фортепиано не просто ведёт равноправный диалог с виолончелью, но «борется с ней за первенство», обе сонаты можно смело на­звать как «сонатами для виолончели и фортепиано», так и «сонатами для фор­те­пиано и виолончели». Виртуозность, ансамблевая чуткость, зрелость трактовки Филипа СТРАУХА (преподаватель Королевской датской консерватории) выше вся­ческих похвал! 

Джонатан Свенсен и Филип Страух не только исполнили общепризнанные вио­лон­чельные шедевры, но также смело взялись за просветительскую миссию. В пер­вом отделении прозвучала одночастная соната Золтана Кодая (1882–1967). Музыкальным педагогам хорошо известен «метод Кодая», заслуживший при­зна­ние ЮНЕСКО, однако камерная музыка этого венгерского композитора испол­ня­ет­ся в России крайне редко. Второе отделение открылось мировой премьерой со­наты современного датского композитора Матиаса ВЕСТЕРГОРА. В Дании это очень популярная фигура – в частности, в прошлом году он с большим успехом пред­ста­вил публике свою оперу «Титаник». Буквально за неделю до премьеры, 29 ноября, на своей странице в социальной сети «Facebook» Матиас Вестергор написал: «Я только что закончил свою виолончельную сонату в традициях старой школы. Впер­вые моё сочинение будет исполнено в России!» 

Огромная благодарность Датскому институту культуры за то, что выборжцы смог­ли познакомиться с одним из самых ярких современных виолончелистов, ко­торый покорил этим летом жюри и слушателей Конкурса Чайковского красотой и богатством звука. От того места, где родился Джонатан Свенсен, до датского Вы­борга (да-да, в Дании тоже есть такой город!) на поезде около пяти часов. До рос­сийского Выборга добираться ещё дольше. Отрадно, что мы можем быть в кур­се самых ярких музыкальных событий Европы. Концерт прошел при полном ан­шла­ге. Ждём новых музыкальных открытий! 

Дарья ШКУРЛЯТЬЕВА

P.S. В продолжение датской темы

Кстати, у нашего города с Данией было ещё несколько крепких музыкальных свя­зей. С 1883 по 1914 год в Выборге жил и работал известный композитор, дирижёр, хор­мейстер и педагог Карл Теодор Сёренсен (1846–1914). Он родился в Копенгаге­не, учился там же у Ниль­са Вильгельма Гаде, который в 1867 году основал ту са­мую Ко­ро­левскую кон­сер­ваторию. В 1883-1889 годах Сёренсен возглавлял Вы­борг­ский городской ор­кестр (капеллу) из 18 человек; с 1884 года до последних лет служил ор­га­нистом в Соборе Петра и Павла, учителем музыки и пения в выборг­ских школах, а также работал директором музыкального магазина, где продавал фор­те­пи­ано и фисгармонии. С городским ор­кест­ром Карл Тео­дор нередко испол­нял свои оркестровые пьесы. Однако несколько об­ви­нений в плагиате со стороны влия­тельных финских музы­кальных критиков заста­вили его поки­нуть капеллу. Из соб­ственных произведений Сёренсена сохрани­лись лишь первая часть его Пер­вой симфонии, а также песни и романсы; все дру­гие сочинения были утеряны в 1939 году при эвакуации компози­торского архива из Выборга.

Также в своё время в Выборге часто исполнялись оркестровые пьесы датского композитора Ханса Кристиана Лумбю (1810–1874). Они входили в репертуар го­род­ской инструментальной капеллы под управлением Эрнста Бернхарда Шнеевохта (1835–1905), который управлял ею с 1867 по 1879 год.

Илья ПОПЦОВ

Читайте также