Монрепо остается самым посещаемым музеем региона

Сегодня уже можно сказать, что масштабная реставрация исторической части парка завершена. Территория стала такой, какой ее видели владельцы усадьбы в начале XIX века (на это время пришелся расцвет Монрепо).

Весь парк занимает более 160 гектаров, а историческая часть, включая усадебные постройки, – чуть больше 30. Сейчас, после реставрации, проходят приемо-сдаточные процедуры по линии охраны памятников и Ростехнадзора.

Парк начинается от главных ворот…  

Первыми увидели восстановленные интерьеры Главного усадебного дома и Библиотечного флигеля, а также обновленную оранжерею журналисты. Экскурсию для них провел заместитель председателя областного правительства – председатель комитета по сохранению культурного наследия Владимир ЦОЙ. Он напомнил, что ворота Монрепо за свою историю реставрировались не один раз. Сегодня им возвращен исторический облик, в том числе и фамильный герб, украшавший ворота во времена семейства Николаи.

Особое внимание обратил Владимир Цой на ограждение из диких валунов. Восстановить изгородь длиной в два километра оказалось делом непростым: не хватало камней, не было возможности подъехать спецтехнике, и специалистам приходилось трудиться вручную. Зато теперь уникальной натуральной изгородью можно гордиться по праву: в Ленинградской области, да и в России, это редкое явление.  

 

Деревья причудливой формы

Сразу за Главными воротами взору открывается формовочный сад, или топиарий. По мнению Владимира Цоя, любоваться им можно в любое время года. Неизвестно, какие именно сорта фруктовых деревьев высаживал когда-то барон Николаи, но то, что это были яблони и груши, доподлинно известно. Сегодня в саду произрастают яблони и груши, соответствующие нашему климату. Деревья прижились, уже дважды плодоносили.

Исторические бревна неплохо сохранились  

К моменту владения усадьбой семьи Николаи здесь уже было возведено несколько построек, в их числе Главный дом и Библиотечный флигель. При бароне их только реставрировали. Кстати, в рамках нынешних работ использовались бревна, сохранившиеся с прежних времен. Реставрация деревянных построек проводилась путем полной переборки материала. Это связано с плохим состоянием нижних венцов сруба, которые давно прогнили, фундамента (об этом, кстати, писал еще и сам барон Николаи) и кровли. Более 70% исторических бревен сегодня осталось в Библиотечном флигеле, немного хуже ситуация с сохранностью Главного дома.   

Оба здания, расположенные напротив друг друга, приобрели исторический цвет – желтый. На Библиотечный флигель вернулись часы и флюгер. Возле строений стоят стенды, рассказывающие об их реставрации. Здесь же появились деревянные бочки для сбора дождевой воды (подобные можно увидеть на исторических снимках). Летом, как заверил Владимир Цой, оба крыльца зданий украсят кадки с растениями, которые пока «греются» в оранжерее. Обращают на себя внимание и ставни, – некоторые из них отреставрированы, остальные воссозданы по историческим образцам.

Самые старые печи города

Внутри, конечно, поражают красотой подлинные печи с изразцами разного цвета и оригинальным рисунком. Правда, сегодня они не отапливают помещение, а только украшают интерьер (обогреваются здания с помощью современной системы отопления).

Как известно, в 1784 имение приобрел герцог Вюртембергский, в главном доме он установил 10 печей. Три из них считаются самыми старыми из сохранившихся в Выборге (конец ХVIII - начало ХIХ века). Остальные хоть и стоят на двухсотлетних фундаментах, относятся к концу ХIХ - началу ХХ веков. При разборке самых старых печей не удалось обнаружить клейма мастеров и это означает, что они были изготовлены до указа Николая I от 1847 года об обязательном клеймении кирпичей. 

По редкой технологии

Интересная деталь: в Петергофском и Таврическом дворцах обнаружены печи, похожие на выборгские, отличающиеся только декором. По словам заместителя директора по реставрации подрядной организации Светланы БАРУТКИНОЙ, печи Монрепо выполнены по редкой технологии, когда цветочный орнамент и изразец «отминали» по отдельности, а уже далее клеили декор на изразец и потом глазуровали. Процесс этот не только трудоемок, но и длителен (месяц сушки в естественных условиях). Однако характер глазури говорит о том, что это было серийное производство. Стоит пояснить, что в те времена обжиг изразцов проходил в дровяных печах, где регулировать градус было крайне сложно, а потому изделия получались разными по цвету. Повторить технологию было непросто, тем более что часть изразцов была утрачена до реставрации, некоторые элементы выполнены в гипсе. Однако реставраторам это удалось. Более того, они пришли к выводу, что три белые глазурованные печи ни разу не перебирали, только ремонтировали.

 

Огнеупорные двери из Тулы

Отлично сочетается в зданиях история и современность. В Библиотечном флигеле стеллажи металлические, а вот система пожаротушения по всем правилам музея – сухая, чтобы в случае пожара не испортить экспонаты. Владимир Цой припомнил, что проблему с огнеупорными дверями в хранилище удалось решить не сразу:  

- Такие двери изготавливаются в России только на двух заводах, ближайший к нам – в Тульской области, но там была очередь, и выборгские реставраторы не успевали по срокам. Я воспользовался своим служебным положением и обратился за помощью к вице-губернатору Тульской области. Он пошел нам навстречу и необходимые двери для Монрепо были изготовлены и установлены своевременно. Конечно, я пригласил коллег из правительства Тульской области в музей, надеюсь, что летом они приедут. Хочу сказать, что такое межрегиональное взаимодействие дорогого стоит.

Библиотека Николаи вывезена из Выборга

В будущем в Библиотечном флигеле помимо основной экспозиции разместятся музейные фонды: предметы быта, книги и пр. (К слову сказать, библиотека семьи Николаи была обширной, но ее в свое время вывезли в Финляндию, поэтому в фондах музея книг, принадлежавших барону, практически нет.) К монтажу постоянной экспозиции можно будет приступить к концу года, потому что здания после реставрации должны выстояться. Кроме того, существует идея создания здесь библиотеки Дмитрия Лихачева, внесшего весомый вклад в становление музея-заповедника. Архив академика передан в Монрепо московским журналом «Хранители наследия».

В ходе реставрации был разгадан секрет барона Николаи, касающийся бани. Ранее было известно, что в усадьбе она имелась, но неизвестно, где именно. В процессе работ археологам удалось разгадать эту загадку: баня была расположена неподалеку от дома, до наших дней сохранилась часть фундамента и ажурная дверца от печи. Возможно, в будущем, баня будет восстановлена.

Музей усадьбы и ее обитателей  

В одном из залов Главного усадебного дома обращают на себя внимание обои (их рисунок повторяет исторический, но в современном исполнении). По словам директора музея-заповедника «Парк Монрепо» Александра СМИРНОВА, в будущем здесь разместится экспозиция, посвященная истории усадьбы и быту ее обитателей. На протяжении почти 150 лет имением владело семейство Николаи, причем каждый оставил заметный след в истории России. К сожалению, подлинных экспонатов сохранилось немного, потому что после войны семья уехала из страны, забрав с собой большую часть имущества.

- Потомки баронов Николаи сегодня живут во Франции и Австралии, у нас просто нет возможности вернуть в усадьбу старинную мебель, но мы представляем, какого типа и стиля она была, - говорит Александр Смирнов. - Что-то похожее тут обязательно появится. Дополнят экспозицию предметы, которые удалось вернуть еще в 1980-х годах, когда Монрепо стал музеем-заповедником. А что-то будет воссоздано по сохранившимся образцам.

В Доме садовника будет и садовник, и менеджер  

Александр Смирнов заметил, что садовник в Монрепо во все времена был ключевой фигурой, пользовался особыми привилегиями и жил в соответствующих условиях (его жилище нисколько не уступало Главному усадебному дому). В наши дни двухэтажный Дом садовника примыкает к оранжерее, но в этих помещениях не будет садового инвентаря (для этого возведены современные постройки). Здесь оборудованы кабинеты для сотрудников музея-заповедника.

 

А лимонное дерево уже плодоносит

Барон Николаи часто упоминал в своих письмах, что на завтрак у него были фрукты из собственной оранжереи. По словам Владимира Цоя, нынешние обитатели парка надеются тоже когда-нибудь вырастить там что-то подобное. Стоит отметить, что оранжерея – объект полностью новый, но повторяющий исторические размеры и местоположение. Сегодня здесь только начинают «жизнь» новые экзотические растения, размещенные в соответствии с канонами ландшафтного дизайна. Кстати, молодые декоративные лимонные деревца уже плодоносят.

Оранжерея разделена на зоны: тропическую и субтропическую. В обновленных помещениях сохранен исторический колодец, из которого ранее поливали растения, сейчас он выполняет декоративную функцию. В будущем сюда возможны экскурсии для гостей, открыта будет оранжерея и для школьников (в рамках практических и исследовательских занятий).

Своя котельная и расширенная парковка

В завершение экскурсии, Владимир Цой обратил внимание журналистов на преобразования, которые видны не с первого взгляда. В рамках реставрации в парке появилась модульная газовая котельная, а также системы водоснабжения и водоотведения. Решен вопрос с пунктом питания – перед входом в Монрепо совсем скоро откроется кафе. Появилась и новая парковка. Кроме того, поскольку поток туристов стабильно растет, рассматривается вопрос о дополнительных местах стоянки транспорта и ремонте подъездных дорог. Проведена огромная работа по расчистке и углублению дна бухты. Конечно, не все объекты парка вошли в программу масштабной реставрации, но правительство Ленинградской области выделило средства на проектирование некоторых из них. В перспективе работа по реставрации будет продолжена.   

- На мой взгляд, все задачи, поставленные в концепции реставрации, сегодня выполнены, парк приобрел исторический вид, - подытожил глава областного комитета по сохранению культурного наследия. - В Монрепо я бываю со школьного возраста, признаюсь, было обидно из-за того, что в аварийные здания нельзя было войти, а сам парк находился в состоянии легкого запустения. Помню, как в конце 1990-х годов у воды рядом с историческими тропинками для прогулок шумные компании жгли костры. Теперь природный парк выглядит как настоящий музей, и я с большой гордостью вожу сюда друзей. Сейчас видно и развитие, и бережное отношение к истории, на мой взгляд, дух Монрепо сохранить удалось, и это самый важный результат для нас.   

Напомним, что все выборжцы могут бывать в парке совершенно бесплатно, оформив карту Друга Монрепо. Сегодня у музея-заповедника более тысячи друзей, они, как и журналисты, стали первыми, кто увидел обновленные интерьеры усадьбы.

Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также