Мастер-класс с Аркадием Ининым прошел в рамках фестиваля Окно в Европу

Мастер-класс с Аркадием Ининым прошел в рамках фестиваля Окно в Европу
1056
Мастер-класс с Аркадием Ининым прошел в рамках фестиваля Окно в Европу

Юмор должен быть коротким 

Утверждает известный сценарист, сатирик и вообще свой человек в нашем кинематографе.

Несмотря на то, что мастер класс с Аркадием Ининым был назначен на 12.30, лекционный зал библиотеки Алвара Аалто был полон уже к полудню.

Аркадий Яковлевич скромно сидит у стеночки, очки чуть сдвинуты на нос, вдумчивый
и серьезный вид – первый признак настоящего сатирика.

 – Здравствуйте, а можно автограф? – неуверенно обращается к нему один из пришедших на встречу.

– Привет, – словно старому приятелю отвечает он человеку, которого видит первый раз в жизни, и со словами: «да зачем он тебе нужен?», расписывается на библиотечной программке. И вот наконец долгожданный выход на сцену – на лице Инина появляется добродушная улыбка, зал рассыпается аплодисментами, яркое воскресное солнце с интересом заглядывает в окна, разговоры в зале стихают.

– Я литератор, а не актёр, и концерта не будет, – сразу предупредждает юморист любителей танцеваль-
но-вокальных номеров, – Юмор на сцене и на экране – это моё. – Аркадий Яковлевич объясняет, что юмор, он для всех разный, например, на одном из фестивалей, во время просмотра фильма у датчан вызвала приступ хохота сцена, когда человек открывает кран, а вода из него не идет. Позже, за рюмкой чая, спросив у потомков викингов, что их так дико рассмешило, услышал: шутка с краном была сродни трюкам Чарли Чаплина. Вряд ли возможно удивить, а тем более насмешить нашего соотечественника подобным юмористическим решением.

– Сценарий для меня все, – признается юморист-литератор.– Я пишу для женщин и про женщин, мужики меня совсем не интересуют. – Одобрительный женский шёпот волной пробегает по залу. – Юмор должен быть коротким: вопрос – ответ, – плавно переходит к обучению мэтр, – вот например:

– Официант, можно мне кофе?

– Да черт его знает, можно тебе его или нет.

Своё выступление сатирик разбавляет фрагментами капустников, которые с помощью современной аппаратуры, входящей в материально-техническую базу библиотеки Аалто, зритель может увидеть на экране. Во время просмотра, в кульминационный момент, зал взрывается от хохота, по-детски реагируя на ту или иную шутку.

– Эти капустники, – поясняет Аркадий Яковлевич, – плод совместной деятельности четверых человек, среди которых и ваш покорный слуга, вместе сочиняем, просматриваем старые и новые фильмы и сюжеты, иногда просто нагло воруем чужие шутки. Выходят наши капустники раз в год, и на данный момент их выпущено уже три, а посвящаются они всегда какому-то событию или теме.

Самое интересное и удивительное – это вопросы из зала. Были вопросы, касающиеся «волшебных» качеств Аркадия Яковлевича, одна из слушательниц требовала от известного сатирика, чтобы он… вмешался в работу российского телевидения и запретил «плохие и вредные» передачи. Инин предпочёл не тратить магическую силу и предложил бороться с этим безобразием своими силами:

До тех пор, пока вы будете смотреть эти передачи, у них будет рейтинг, и они будут и дальше выходить в эфир. Все в ваших руках – перестаньте их смотреть, и их сразу не станет.

Традиционный вопрос (и опять от женщины): как получилось, что вы стали юмористом?

– Мечты стать юмористом у меня не было. Мама сказала: иди в политехнический – я пошёл. Сказала бы: иди в медицинский – пошёл бы в медицинский. Закончил политехнический с красным дипломом (я все заканчиваю с красным дипломом). Всему причиной была лень и нежелание делать что-либо руками, отвертеться от физических работ я мог только, записавшись в агитбригаду в качестве конферансье. В первом же колхозе меня попросили в куплетах пропесочить тракториста, утопившего вверенную ему технику, а заодно и нерадивую доярку. От безвыходности написал юмористические куплеты, в следующем колхозе попросили сделать то же самое, только имена у доярки и тракториста были другие. Дальше восемь лет писал тексты, а потом нужно было решать: идти по технической части или по литературной. Написал два одинаковых письма в Москву, одно в Литинститут, другое во ВГИК. Из первого пришёл отказ, а из второго пришла бумага о том, что кино без меня не может, я уехал из Харькова в Москву и поступил во ВГИК. Позвали бы в Литинститут – стал бы романистом и писал бы сейчас толстые романы.Аркадий Инин

Опять вопрос от женской половины зала: что вам помогает так хорошо выглядеть?

Сейчас лето, зимой я выгляжу гораздо хуже, – нисколько не смущаясь отвечает не романист, а сценарист, – плюс халява в виде бесплатного питания, я постоянно езжу по фестивалям, везде дорогие качественные продукты.

Наконец вопрос задаёт представитель сильного пола: какие книги являются вашими настольными и над чем вы сейчас работаете?

К моему стыду, читаю я сейчас крайне мало, все перечитал в детстве с фонариком под одеялом. А если серьёзно, то это такие авторы, как Чехов, Марк Твен, О.Генри, Саша Черный, Ильф и Петров – писавшие не только всерьёз, но и с улыбкой. «Невеста комдива» – это лирическая комедия из 70-х годов, в главной роли Максим Аверин, обещают осенью выпустить в прокат, а всего у меня на данный момент 47 фильмов.

Час в компании с Аркадием Ининым пролетел как одна минута, я в предвкушении веселой истории, связанной с нашим любимым городом, подошёл к мастеру юмористического жанра и, подождав, пока он ответит на сбивчивые вопросы телевизионного журналиста, которого предварительно загипнотизировал, как удав кролика, попросил дать интервью для газеты «Выборг».

– Вы, наверное, ждёте, что я сейчас начну: как-то раз мы с Андреем Мироновым зашли в один ресторан и... Нет, байки я травить не умею, вы же сейчас мой мастер-класс слушали? – Я одобрительно кивнул. – Замечательно, ну вот и напишите что-нибудь оттуда, интервью тоже должно быть коротким, а меня в машине ждут женщины. Всего хорошего!

Денис Гильмнов

Фото:Маргарита Захарова

Читать все статьи автора Денис Гильманов

Читайте также