К нам приехал «Счастливый принц»

К нам приехал «Счастливый принц»
2116
В свободное время гости гуляли по городу. Побывали и в ВЦ "Эрмитаж-Выборг"

Многие зрители, пришедшие на фестивальный показ спектакля по одноименной сказке Оскара Уайльда, выходили из зала театра «Святая крепость» со слезами на глазах…

Браво!

Всех тронула притча о любви, забравшей все и одарившей стократ. А на сцене два человека: Мария ОВЧАРЕНКО и Александр МУДРЯК, а проще – Маша и Саша, как они себя позиционируют. Режиссер-постановщик спектакля «Счастливый принц» – Филипп БОРОДИН, художник-постановщик – его мама Наталья РЯУЗОВА. Премьера состоялась три года назад в музее-квартире Всеволода Мейерхольда. Надо уточнить, что у московского семейного камерного театра кукол «Котофей» нет своего помещения, да коллективу на колесах оно и не требуется.

 По окончании действия первый возглас «браво» раздался от режиссера, драматурга и актрисы Амелы ВУЧЕНОВИЧ (между прочим, члена жюри «Балтийского кукловорота»). И это далеко не единичная реакция: во время обсуждения члены жюри высоко оценили эту работу. 

Вначале был Кот

Маша рассказала, что театр возник в 1999 году, в его репертуаре было несколько спектаклей, которые ребята подготовили еще в студенчестве, и которые востребованы до сих пор. Выпускники театрального института с удовольствием их играли, хотя своего зрителя у них на тот момент еще, конечно, не было.

Название «Котофей» родилось из первого спектакля, который мы задумали сделать с нашим театральным художником Ириной Уваровой, – поясняет Маша.– Она, Юрий Фридман и Виктор Платонов протянули нам руку, поддержали. Это была «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», в которой появился Кот, хотя в пушкинской сказке этот персонаж, как известно, отсутствует. И вот, когда встал вопрос о названии театра, вдруг само собой возникло: «Котофей»!

 Мы с Сашей все спектакли играем вдвоем, но с нами сотрудничают замечательные профессионалы – художники, режиссеры. С каждым спектаклем приходят новые люди, которые становятся нам добрыми друзьями. Они всегда готовы что-то подсказать, посоветовать, ведь наша с Сашей задача – делать спектакли профессионально, на хорошем уровне, – говорит актриса. – Кроме того у нас как у передвижного театра есть своя специфика: спектакль должен быть не только камерным, но и мобильным, удобным с точки зрения перевозки в нашем автомобиле.

Надо сказать, что ребята со своей задачей справляются: сегодня у них свои зрители, поклонники и друзья, которые приехали за ними даже на выборгский фестиваль.

Характер берет свое

Инвалидность я получила в 18 лет. В алтайском селе, в котором я росла, в 300 км от Барнаула, никаких театров не было, – вспоминает Маша. – Я с детства мечтала быть актрисой, пела и танцевала в самодеятельности. После окончания школы случайно прочитала в газете, что Томский театр кукол набирает учеников во вспомогательную труппу. Прошла конкурс и поступила.

Беда случилась через год. Однажды вечером, возвращаясь из театра, девушка подверглась нападению преступника – нож попал ей в межпозвонковый диск, лезвие было очень широким, а удар очень сильным. Преступника так и не нашли…

Я была уверена, что встану на ноги, но годы шли, реабилитация должного воздействия не имела. Видимо, только мой характер не позволил сложить крылья и опустить руки, когда я поползла в направлении своей цели. На других примерах обрела веру, была активной, мобильной, многому научилась. Мне встречались люди, которые, находясь в инвалидной коляске, создавали семьи, их я видела в специализированном санатории в Крыму. Поняла, что можно и в таком состоянии жить активно и интересно. Появилась уверенность в том, что можно что-то в этой жизни сделать.

Я научилась вязать… Костюмы, платья, шали – клиенты записывались в очередь за полгода. Кстати, в пандемию я вспомнила это умение и с удовольствием взялась за спицы. Вязанием зарабатывала больше, чем один из родителей, с которыми я тогда жила. Хотела купить машину, чтобы иметь возможность быстрее передвигаться. Но случился дефолт и мои деньги, лежащие в банке, сгорели все до копеечки… Видимо, взамен судьба послала мне счастье поступить в институт искусств, как будто созданный специально для меня.

Счастливый случай

Однажды вечером, когда в квартире неожиданно погас свет и вязать или читать в темноте было нельзя, Маша включила радио и услышала о государственном институте искусств в Москве. Кстати, это структурное подразделение Всесоюзного Центра творческой реабилитации инвалидов, единственное в мире учебное заведение, дающее людям с ограниченными физическими возможностями получить полноценное высшее образование в сфере музыки, театра, живописи действует и сейчас.

На её письмо пришел благожелательный ответ, и вскоре девушку вызвали на вступительные экзамены – это было в 1993 году. Она успешно прошла  испытания и пять лет училась на театральном факультете по специальности актриса театра  кукол. Жила в общежитии, получала стипендию и пенсию по инвалидности, денег на жизнь было достаточно.

Рождение любви

Саша поступил в этот же институт на музыкальный факультет в следующем году:

Мне было интересно бывать на занятиях студентов театрального факультета, когда кто-то выбывал из концертного номера, я его заменял. Быстро влился в труппу и стал постоянным участником представлений кукольников. А потом решил перейти туда окончательно. Руководство вуза пошло навстречу и выстроило расписание так, чтобы я мог учиться на двух факультетах одновременно. 

 – Мне кажется, что я полюбила Сашу как только его увидела, что называется, с первого взгляда. Потом по институту пошли легенды о нашей любви, – вспоминает Маша.

Учеба на театральном факультете сплотила их и творчески, выпускной спектакль также делали вдвоем, а председателем комиссии тогда была актриса Наталья Державина (дети советского времени наверняка помнят ее телевизионного Хрюшу). Получили дипломы, а дальше что? Москва – огромный город, а у будущих молодых специалистов ни жилья, ни связей…

К счастью, в последнем семестре преподавать Историю театра кукол была приглашена главный редактор журнала «Кукарт» Ирина Уварова, которую теперь Маша и Саша называют второй мамой и своей путеводной звездой. Уварова познакомила начинающих актеров с людьми, хорошо известными  в мире театров кукол. У молодой пары еще и собственного угла не было, когда состоялся их первый спектакль, причем, в Музее кукол Ольги ОКУДЖАВА. Таким образом, театр сложился, а молодые супруги получили сначала комнату, а затем купили и квартиру. Тогда и отношения свои официально узаконили – поняли: жить друг без друга не могут. Жизнь идет быстро: на днях исполнится 20 лет со дня их свадьбы.

Настоящие кукольники могут все!

Кукольник – это не тот человек, который просто водит марионетку, дергая за ниточки. Все то же, что и у драматического актера, но ты еще должен почувствовать куклу, полюбить ее и подружиться с ней. Кукольный театр, как говорят знатоки, – сцена, на которой можно использовать все.

Сегодня в их постановках принимает участие и актер театра имени С.В. Образцова Виктор РЯБОВ. Представления ориентированы на зрителей от трех лет и до бесконечности, всего в репертуаре девять спектаклей.

В Выборге мы первый раз, здесь есть возможность сыграть спектакль на прекрасной сцене, – говорит Саша. – Потрясает городская архитектура, хочется после возвращения узнать о городе подробнее. Уверены, что обязательно еще сюда вернемся.

– Мы с Сашей счастливо живем, – вторит Маша. – По прошествии многих лет, я говорю: Господи, благодарю тебя за то, что ты дал мне такую судьбу. Настоящие кукольники могут все!

Ольга НАБАТОВА

 

Читайте также