К 75-летию Детской музыкальной школы

К 75-летию Детской музыкальной школы
88
Лилия Герасимова в Большом зале филармонии Санкт-Петербурга

В декабре музыкальной школе нашего города исполнилось 75 лет. Дата значимая, праздновалась с размахом. В один из последующих дней, когда уже отзвучали поздравления, раздался неожиданный звонок.

Звонившая женщина представилась и рассказала, что училась в школе очень давно, но на всю жизнь сохранила любовь к музыке. Сожалея, что не видела сообщения о празднике и не смогла попасть на него, выразила намерение поделиться своими воспоминания о тех удивительных днях, которые подарила ей учёба в Выборгской детской музыкальной школе.

Так в школе оказался этот замечательный альбом, в котором сконцентрирована любовь к музыкальному искусству, заложенная в детстве. В нем воспоминания, фотографии, афиши…

Лилия ГЕРАСИМОВА (тогда Долганова) поступила в ДМШ в далёком 1953 году, когда школа ещё находилась на улице Северной. Когда мама спросила девочку, хочет ли она учиться в музыкальной школе, Лилия, еще толком не зная, что это такое, сразу согласилась. Так же, кстати, когда-то поступил и девятилетний Юрий Темирканов – кумир Лилии, – не принято на Кавказе отвечать отказом родителям.

Вступительный экзамен был сдан успешно, и началась у девочки школьная жизнь. Класс скрипки, куда она попала, вёл Павел Георгиевич Попов. Скрипку в то время можно было купить в магазине на проспекте Ленина. А вот футляра для малюсенькой «половинки» не нашлось, поэтому папа Лилии сам смастерил ей футляр из фанеры, оклеив его изнутри плюшем и обив дерматином. На деке скрипки папа попросил сделать гравировку, напоминавшую, что это подарок от отца (так было принято в те годы). Что и говорить, преподаватель был не в восторге от такой, по его мнению, нескромности, да и акустика пострадала. А вообще-то Павла Попова Лилия Ивановна вспоминает как очень доброго учителя, никогда не повышавшего голос, хотя первый год обучения был труден, играть на открытых струнах девочке не нравилось.

Через год преподавателем Лилии стал Борис Шапиро, сменивший уехавшего Павла Попова и изменивший взгляд девочки на процесс обучения. Борис Арнольдович, между прочим, рассказывал детям, что учился вместе с самим Леонидом Коганом. Педагог был строг и педантичен, заставлял отрабатывать музыкальные фразы, совершенствуя до блеска. Соответствовали требованиям немногие, Лилии Долгановой тоже не просто давались эти уроки, хоть и старалась она изо всех сил. Гаммы, этюды, пьесы, игра разными штрихами, разбор и повторение сложных моментов – так проходили уроки в классе Бориса Шапиро.

Преподаватели детской музыкальной школы, работавшие в ней в разные годы

Эльмира Хлебова

Александра Хрущёва

Анна Васильева

Людмила Смирнова

Татьяна Зеленина,

Людмила Рыбакова

Любовь Нейлау,

Александр Луцкий

Евгений Решетников

Ирина Коварская

Татьяна Протасевич

Михаил Богатырёв

Борис Макаров

Василиса Жукова

Наталья Евсеева

Раиса Гусева

Нинель Иноземцева

Людмила Тимакова

Виктор Нешенков

Светлана Курдадзе

Елена Шахетова

Зоя Корчинская

Татьяна Извекова

Лилия очень любила первые дни после каникул, когда вместе с Борисом Арнольдовичем ходила в библиотеку за нотами на предстоящее полугодие. Партию скрипки она переписывала от руки на нотных листах, потому что в процессе разучивания везде проставлялись аппликатурные и штриховые нюансы рукой преподавателя. Осталась в памяти и пианистка, работавшая концертмейстером с Лилией – Нина Чухалдина: внимательная, требовательная, не оставляющая без внимания просчёты и недостатки.

В 60-х годах, когда буйным цветом расцветала в стране художественная самодеятельность, Выборгская музыкальная школа не осталась в стороне, создав ансамбль скрипачей и симфонический оркестр. Любимое детище Бориса Шапиро – ансамбль скрипачей исполнял самые популярные пьесы: «Лебедь» Сен-Санса, «Аве-Мария» Баха – Гуно, «Непрерывное движение» Бома. Одновременно вместе с друзьями по ансамблю Лилия играла в городском симфоническом оркестре, который в августе 1963 года завоевал звание лауреата Всероссийского смотра симфонических оркестров в Москве. Но этому предшествовала долгая и непрерывная работа сначала над созданием коллектива, а потом над выбранным репертуаром и многими другими составляющими успеха.

Создатель и руководитель оркестра Виктор Цветов, по мнению Лилии Ивановны, совершил настоящий подвиг, собирая людей в коллектив откуда только возможно. Основой оркестра, безусловно, были преподаватели и ученики музыкальной школы, остальных Цветов искал в воинских частях (в то время в Выборге их было расквартировано довольно много) и среди горожан.

Всем оркестрантам перед поездкой в Москву сшили костюмы в ателье на заказ: юбка, жакет, блуза из шелкового трикотажа и галстук-бабочка. В репертуар входили самые популярные и широко известные произведения, которые были по силам всем исполнителям и одновременно воспитывали и оркестрантов, и зрителей: увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» Дунаевского, сюита из балета «Спартак» Хачатуряна, множество произведений Чайковского. Оркестр часто выступал на городских праздниках на Красной площади, в Доме культуры. Было много поездок по области, в районные клубы и воинские части. Ну и, конечно, ездили в Ленинград, а затем и в Москву! За каждую поездку получали командировочные: 1 рубль – в Ленинград, 3 рубля – в Москву. И где только они не выступали в Москве: ВДНХ, Измайловский сад, ЦПКиО им. Горького, удостоились даже выступления на телевидении!

Гастроли в столице длились 6 дней. По возвращении оркестр встречали руководители города, родные и близкие. Лилия Ивановна сохранила в своём архиве посвященную этому событию публикацию в газете «Выборгский коммунист», автором которой была Светлана Яковенко. Примечательно, что в своем интервью Виктор Цветов не только подробно рассказал о том, что происходило в столице, но и представил второго дирижёра Ивана Бондаренко, а также привёл слова чиновников о том, что «… нужно всем городам в РСФСР иметь такой оркестр, какой есть в небольшом городе Выборге». А какие программы они играли! Концерты для скрипки с оркестром и фортепиано с оркестром Дмитрия Кабалевского, вальсы из «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» Чайковского, «Мелодию» Рубинштейна, «Неоконченную симфонию» Шуберта, концерт Грига для фортепиано с оркестром!..

За годы учёбы полюбила Лилия и теоретические предметы. Особенно сольфеджио и музыкальную литературу, которые преподавала Елизавета Королёва. Чтобы добраться до школы, Лилии, жившей в Северном посёлке, надо было ездить на трамвае, а позже на автобусе, поэтому расписание преподаватели составляли, считаясь с дальностью проживания юной музыкантши. Интересный факт: тогда в школе была Доска почёта, где висели фотографии лучших учеников, а отличившихся ребят отмечали небольшими подарками: в конце года можно было, к примеру, (как случилось у Лилии), получить книгу из серии ЖЗЛ о Моцарте с надписью: «За хорошие успехи».

Многие моменты остались в памяти Лилии Ивановны: уроки музыкальной литературы, концерты в художественной школе и поездки на оперные спектакли в Ленинград. Не забываются и так называемые живые концерты: проходили они в Доме офицеров, в них участвовали исполнители, ставшие в будущем очень известными, а тогда только пробивавшие себе дорогу на музыкальный Олимп. Администрация школы давала ученикам входные билеты на два человека, и Лилия приобщала к музыке своих одноклассников из общеобразовательной школы.

Мама у нее была учителем начальных классов в 13-й школе и как-то раз попросила дочку выступить для учеников её класса, которые никогда не видели и не слышали скрипку. Девочка сыграла для них, а через много лет один из бывших учеников этого класса признался, что именно тогда полюбил скрипку раз и навсегда. Впрочем, участие в художественной самодеятельности однажды обошлось и неприятностями для Лилии и её друзей. Пионервожатая из их школы организовала для ребят запись на местном радио. Когда через несколько дней весь город услышал их игру, юных исполнителей очень хвалили. А в музыкальной школе ругали. Тепло вспоминает сегодня Лилия Ивановна своих друзей-партнеров по ансамблю скрипачей, например, Савелия Матюкова.

А сколько ещё интереснейших событий происходило, пока Лилия училась в музыкальной школе! Выступление с народным театром, к примеру, заставило хранить афишу в течение 60 лет и помогло полюбить поэзию Владимира Маяковского, на чьи стихи был поставлен спектакль «Клоп» в народном театре под руководством Ивана Устинова.

Окончив школу, Лилия ещё какое-то время ходила в школьный оркестр, играла там в группе скрипачей. Можно было продолжить учёбу, но девушка решила иначе и с 1965 года попрощалась со скрипкой. Но не с музыкой: концерты в Выборге и в Филармонии в Санкт-Петербурге, фестиваль «Площадь искусств» – все это продолжается в течение 60 лет!

 – То, что дала мне школа – навсегда со мной! – говорит Лилия Герасимова. – Спасибо всем, кто воспитал меня: родителям, терпевшим мои «скрипы», учителям, отдававшим частички души, соученикам – за дружбу. Всем, всем, всем!..

А эти слова Юрия Темирканова, приведенные в книге Д. Хагаровой «Монолог», считает Лилия Ивановна наиважнейшими в своей жизни:

«…Смотрю я на людей и думаю: Боже! Вот они ходят и не знают, кто такие Бах, Брамс, а я знаю! Какой я счастливый! Если у обычного человека пять чувств, то у меня их шесть, потому что знаю музыку»!

Нелли ЧУЧУНОВА

Читайте также