Есть возможность побывать в «нехорошей квартире»

Есть возможность побывать в «нехорошей квартире»
1082

Испытать на себе атмосферу булгаковской «нехорошей квартиры» сейчас можно в Фонтанном доме. Надо вам сказать, атмосфера гнетущая и даже мистическая — впрочем, как положено.

В музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Литейный пр., 53) открылась выставка под названием «Пятое измерение», которая объединяет жизненные линии и творческие энергии Анны Ахматовой и Михаила Булгакова. Несмотря на то, что жили они в разных городах, они принадлежали к одному кругу, были хорошо знакомы и отдавали должное талантам друг друга.

Музей Анны Ахматовой состоит из двух частей — собственно квартиры, где она прожила 27 лет с перерывом на эвакуацию, и выставочной части, которая представляет собой трансформируемое пространство, оснащенное новейшими мультимедийными технологиями. Вот это пространство и превратил художник Сергей Падалко (при помощи своих коллег) в большую коммунальную квартиру.

Вы попадаете в коридор со множеством дверей, за каждой из которых скрывается либо очередная комната, либо кладовка, и в каждой из них устроена небольшая экспозиция. Вы входите. Закрывается дверь, и вы оказываетесь в замкнутом пространстве. Звучит опера «Фауст» — любимое произведение Булгакова. Тусклый свет падает на фотографические портреты — это снимки реальных людей, современников Ахматовой и Гумилева, которые принесли в музей петербуржцы. Брр.

В оформлении комнат использованы цитаты из булгаковского «Мастера и Маргариты» и ахматовской «Поэмы без героя». В экспозиции использованы подлинные предметы быта 1920-1940-х годов, письма Ахматовой, нашел здесь свое место и рисунок Амедео Модильяни «Обнаженная сидящая».

Подлинный рисунок Модильяни

Кстати, оформлять квартиру помогала театральная художница Ирина Бируля, которая не раз выставлялась в Выборге, а также мастерская «Двери с помоек». Создатели мастерской — дизайнеры. Они забирают с помоек или по просьбе жителей исторических зданий старинные двери, реставрируют их и используют в оформлении интерьеров. На выставке «Пятое измерение» эти двери играют главную роль.

Почему «Пятое измерение»? Потому что и Ахматова, и Булгаков умели раздвигать рамки тяжелой повседневности, преодолевая время и пространство. Собственно, эта выставка не столько о них двоих. Она передает страшную атмосферу сталинской эпохи, когда люди из таких вот квартир исчезали в неизвестном направлении.

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Читать все статьи автора Юлия Подскребаева

Читайте также