Елена Поджарова: Домра - инструмент самый народный…

Елена Поджарова: Домра - инструмент самый народный…
953

В детстве автору этих строк довелось заниматься в кружке народных танцев. Несмотря на «народность» сначала мы разогревались на классическом балетном станке со всеми «па», «плие», «большим батманом» и «диагональю».

Весь процесс проходил под ритмичный счёт нашей преподавательницы, замечательной Татьяны Владимировны Заляжной, длинный красный ноготь которой периодически врезался в лопатки бедняжек, не желающих «держать спину».

А потом начиналось для меня самое интересное: приходил баянист-аккордеонист, и начиналась музыка, самая настоящая: народная – весёлая, плясовая, заводная! Ноги под неё танцевали сами… А потом звучали итальянская полька Рахманинова, множество тем из рапсодий Листа, Брамса, из произведений Моцарта…  Мой отец всегда стоял в дверях, слушал, а потом говорил: народная музыка – самая лучшая! Не обладая обширными знаниями в области классической музыки, он думал, что происхождение всех опусов, под которую занимался кружок народных танцев, – из народа! Вот таким волшебным даром обладают некоторые музыканты и некоторые музыкальные инструменты.

Но есть один музыкальный инструмент, который способен раскрыть все тонкости народного характера, юмора, быта. И звучит он до сих пор не только в деревнях и отдалённых уголках страны, но и в музыкальной школе нашего города. Речь идет о домре, которая известна на Руси с давних времен и считается потомком старинной лютни.

Домра появилась в качестве инструмента скоморохов, которые развлекали народ и одновременно не чурались больных для простого народа тем. Конечно, власти и церковь реагировали однозначно: по указу царя Алексея Михайловича в 1648 году было изломано и сожжено огромное количество этих ни в чем не повинных музыкальных инструментов. Целых два столетия после этого про домру никто не вспоминал. А вспомнили благодаря основателю оркестра русских народных инструментов Василию Андрееву, который возродил домру, включив её в состав оркестра в качестве основного инструмента. Кстати, домра – инструмент, обладающий более богатыми звуковыми, тембральными возможностями, нежели балалайка. Именно поэтому они мирно уживаются в русском народном оркестре, обогащая и дополняя общее звучание.

Полина Бахтина

Виктория Лебеднова и Полина Бахтина – ученицы Елены Поджаровой – преподавателя, которая не только привила девушкам любовь к домре и русской музыке, но и вывела своих талантливых учениц на уровень стипендиаток областного комитета по культуре в рамках поддержки молодых дарований, достигших особых успехов в 2019-2020 году.

– Почему именно домра? – спрашиваю я девушек.

– Хотелось открыть для себя что-то новое, – говорит Полина.

– Любите ли вы русскую музыку?

– Любим любую, особенно современные пьесы и обработки русских народных песен, – в этом единодушны обе.

– Они такие разные, – говорит о своих ученицах Елена Поджарова, – Виктория – лидер, завоеватель! Полина, которая на год младше, идёт за ней…

Девочки выступают в дуэте, играют в оркестре народных инструментов. Обе хотят связать жизнь с музыкой – собираются поступать в профильные музыкальные училища. Надо сказать, что в нашей школе это уже традиция: стипендиаты, как правило, выбирают музыку в качестве своей будущей профессии. И это радует: значит, следующее поколение молодых музыкантов, преподавателей, будет продолжать традиции, которые заложены много лет назад в нашем учебном заведении.

Виктория Лебеднова

Интересно, что Виктория ко всему прочему еще и пишет картины: портреты, натюрморты… Полина увлекается чтением, любит фантастику.

Конечно, им предстоит ещё много трудиться, воплощая в жизнь свои мечты, но главное уже сделано – девушки нашли тот путь, который поможет им стать востребованными специалистами и заниматься любимым делом.

Нелли ЧУЧУНОВА, преподаватель Выборгской школы искусств, автор рубрики «Уроки музыки»

Читайте также