Экспонаты из фондов Выборгского музея отреставрируют в Рождествено

Экспонаты из фондов Выборгского музея отреставрируют в Рождествено
763
Так выглядит Международный реставрационный центр в Рождествено

В Международный реставрационный центр в Рождествено помимо четырнадцати икон из Выборгского музея, о чём мы сообщали ранее, поступили археологический меч и живописный портрет «Петр I в Выборге». Работа над экспонатами начнется в феврале-марте нынешнего года.

Вашему корреспонденту удалось посетить Центр в группе журналистов с экскурсией, организованной областным Законодательным собранием. На первом этаже круглого центрального здания взгляд посетителя упирается в огромный цилиндр из стекла. Здесь в будущем разместится зимний сад, а сейчас проходит выставка архитектурно-реставрационных проектов профессиональных архитектурных мастерских. Есть среди них и проект комплексной реставрации парка Монрепо. Рабочие мастерские находятся в изолированной зоне, в помещениях, которые крыльями примыкают к центральному зданию.

Идея создания реставрационных мастерских для предметов из музеев Ленинградской области возникла давно: в одном месте не только «лечить», но и хранить «уставшие» экспонаты. Но, как говорится, быстро сказка сказывается… Десять лет ушло на реализацию проекта. Поиск подходящего места, банкротства подрядчиков, и вот, весной прошлого года объект стоимостью 4 млрд рублей введен в эксплуатацию. На площади 10 тысяч кв. метров разместились не только мастерские, но и лаборатории, хранилища и учебные классы.

 Кадры решают

Помещения продуманы с учетом потребностей и будущего развития.  Центр сотрудничает с музеями Ленинградской области, из которых сюда привозят живопись, графику, мебель, музейные предметы декоративно-прикладного искусства, иконы, оружие. Все это требует разных условий хранения, поэтому много места занимают хранилища. И если вначале в Центре работали четыре мастерских, то сейчас их шесть, а будет больше.

- Непросто найти высококвалифицированного мастера, работающего в нужном направлении, - объясняет заместитель директора по реставрации Жанна МАКСИМЕНКО. - Это многолетняя, сложная работа, которой надо долго учиться.

Мастерские создаются под специалистов. Обычная практика, когда новых сотрудников готовят руководители мастерских. Так, мастерская по реставрации живописных работ вскоре разделится на две: масляной и темперной живописи. Руководитель мастерской Светлана ТАРАТЫНОВА готовит двух выпускниц академии Штиглица и Академии художеств, которые займут новые вакансии. В феврале в Центре появится также мастерская реставрации естественно-исторических предметов, где будут заниматься реставрацией чучел. Министерство культуры недавно запустило аттестацию по этому направлению, таких специалистов в России всего лишь шестеро.

 Физика в помощь

Реставрация любого предмета требует индивидуального подхода. Нужно не только определить степень «усталости» или повреждения экспоната, но и понять, какие материалы должны быть использованы при работе с ними. Например, для реставрации икон из Выборгского замка понадобятся осетровый клей и мел. Эти материалы –традиционные и давно зарекомендовали себя при реставрации икон. Однако выбор методики и материалов всегда обсуждается коллегиально и принимается решением Реставрационного совета. Главное условие – «не навреди». Очень важно фиксировать документально каждый этап реставрации правдиво, так как эти сведения будут являться основным источником информации для будущих поколений.

- Центр располагает техническими средствами, которые помогают реставраторам исследовать произведения искусства комплексно, - рассказывает Жанна Максименко.  – Это аналитические микроскопы, инфракрасная камера Osiris, рентгеновская трубка и другие приборы.

Например, рентгенофлуоресцентный анализатор поможет определить, какие пигменты и в каком составе входили в состав краски, которой написана картина. С помощью ИК- Фурье спектрометра в Центре создают базу эталонных образцов предметов из музеев Ленинградской области, проходивших реставрацию в Центре. Специалистов в этой области – art science – готовят некоторые вузы Петербурга, например, ИТМО. По словам Жанны Максименко, их расхватывают как горячие пирожки.

 Индивидуальный подход

Мы проходим по мастерским, что называется, галопом по европам. Интересно подольше остановиться в каждой, но время ограничено. Только успевай крутить головой и записывать, о чём рассказывают. Кое-какие предметы даже можно потрогать руками. Изразцы печи из музея-усадьбы «Рождествено» уже не вернутся на место, их используют на мастер-классах с детьми как образцы: просветительство – одна из функций Центра.

Изначально жёлтые барельефы с фасада кафедрального собора Петра и Павла в Гатчине со временем посерели. На своих местах они больше оставаться не могут, срок «жизни» гипса на открытом воздухе ограничен, поэтому на соборе установлены копии, а оригиналы будут храниться в Центре. Лишь один выставлен на обозрение как пример того, что гипс не подлежит восстановлению.

Буквально в нашем присутствии случился волнующий момент: в мастерскую принесли картину Николая Рериха «Вечер богатырства Киевского» из музея в Изварах. В результате визуального осмотра реставраторы вынесли вердикт: требуется дереставрация, то есть устранение следов предыдущей реставрации, сделанной, предположительно, в конце XX века, и комплексное технико-технологическое исследование.

 Про «уставшие» ворота

- Наши ворота! – воскликнула коллега из Приозерска в мастерской по металлу. Всякого, сюда входящего, встречает одна из створок знаменитых ворот из крепости Корела. Тех самых, к которым Петр I в 1710 году в честь победы над шведами приказал прибить латы поверженных врагов. Вторая часть ворот лежит на столе в ожидании дальнейшей участи. Руководитель мастерской Андрей СМИРНОВ рассказывает, что состояние ворот «сильно уставшее», и, скорее всего, они уже разбирались.

Андрей Смирнов – реставратор высшей категории, в Центр пришел, как и Жанна Максименко, из Русского музея. В профессию его привёл отец, известный ленинградский реставратор. И сегодня, в солидном возрасте, он выполняет работы для Эрмитажа.  

- Металл, то есть латы, оригинальный, петровских времен, но прибиты латы коваными гвоздями на дерево более позднего периода, а под этим «пирогом», как основа, вагонка советских времен, - рассказывает Смирнов. – В нижней части ворот металл сильно коррозирован, древесина также подверглась разрушению. На последнем совете было решено заменить деревянную основу.

- Процесс реставрации начнется с демонтажа вагонки в нижней части ворот, - объясняет Андрей Сергеевич, - посмотрим, как всё закреплено, выработаем безопасный способ извлечения гвоздей, чтобы не повредить доспехи. Все детали, в том числе и гвозди, после реставрации будут возращены на место.

Каждый из этапов работы – демонтаж, расчистка, восполнение утрат, окончательная отделка – фиксируется в паспортах. Это необходимо, чтобы в дальнейшем история предмета была максимально полной, и чтобы было понятно, что сделано с этим предметом.

Ворота – уникальный памятник Петровского периода, больше таких в Ленинградской области нет. Они останутся в Центре на длительную реставрацию. Но здесь много и других предметов, имеющих историческую ценность: почерневший от времени бюст Пушкина, старинная люстра и чемоданчик из музея-усадьбы П. Е. Щербова. Можно быть уверенным: все предметы, которые попадают в Центр, будут сохранены.

Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также