45 лет академическому хору Выборга

45 лет академическому хору Выборга
1566
45 лет академическому хору Выборга

«Наш союз прекрасен, братья!», – этим произведением Моцарта открылся юбилейный концерт народного коллектива академического хора в соборе св. Петра и Павла. Слушателям была представлена программа, в которую входили духовная и народная музыка, русская и зарубежная классика, песни военных лет.

Создатель, художественный руководитель и дирижёр хора – выпускница Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова, член Союза концертных деятелей РФ Людмила КУЗИНА, концертмейстер – выпускница Литовской консерватории, член Союза концертных деятелей РФ Наталья ВАЛЬЧЕНКО.

В 1976 году на сцену Дворца культуры, принадлежавшего тогда ВСЗ, в составе хора вышли судостроители – рабочие, техники, инженеры, конструкторы, технологи. Петь в хоре для своих коллег и горожан всегда было почетно и ответственно. В те годы художественный руководитель ДК Нина Кустовна Егги сумела найти таких же увлеченных музыкой людей.

Вдумайтесь только, – делится впечатлениями Татьяна КАЗИМИРЧУК, преподаватель школы искусств «Канталия» из поселка Советский , – сорок пять лет живет творческой жизнью и развивается этот удивительный коллектив! Когда-то давно и я делала первые шаги как хормейстер, и Людмила Леонидовна была моим наставником. Концерт тогда произвел на меня большое впечатление. Завораживал чистый строй и выравненное звучание партий, слияние руководителя и хора: отточенные жесты дирижёра хор воспринимал с чутким и мгновенным пониманием! Репертуар стал затем ещё более разнообразным и многоплановым, сложным, но поэтому и более интересным в звучании!

Восхищает высокопрофессиональная фортепианная игра концертмейстера Натальи Вальченко, её безупречное владение инструментом, утончённое чувство стиля и формы, высокая культура исполнения. Несомненно, такой концертмейстер – дар свыше для хора!

Сама Наталья Вальченко говорит: «Хор – это часть моей судьбы»

Рассказывает Людмила Кузина:

– В 1990 году хору было присвоено звание народного самодеятельного коллектива. Сегодня это единственный в районе академический хор, в котором поют люди разных профессий, возрастов, судеб и характеров, объединенных любовью к пению.

Мы поём не только на русском, но и на английском, немецком, шведском, финском языках, на латыни… Попутно замечу, что пение очень полезно для здоровья, особенно это касается людей, перенесших поражение легких и дыхательного аппарата в период пандемии. Грамотно поставленное дыхание лечит организм, даёт заряд бодрости. Мы не ведём отбора певцов, и тем не менее, люди осваивают ноты, проходят путь от «этого мне не спеть» до максимального открытия своих возможностей. Сосредоточенность – это самое главное качество от репетиций до выступлений. Второе – умение слушать и слышать товарища рядом, взаимовыручка и сплочённость. Сольное пение выявляет индивидуальность, а в хоре мы должны петь как один, в одной манере и чистоте. Пение а-капелла (без музыкального сопровождения) – это «лакмусовая бумажка» возможностей хористов, потому что нужно спеть не только чисто, но ещё и на голоса, да ещё и в характере произведения. И конечно, пение – это труд. А то, во что ты вложил труд и силы, становится дорогим и близким.

Людмила Кузина - создатель, художественный руководитель и дирижер хора

Нам особенно дороги наши концертные программы «Память сердца», «Есть музыка над нами», «Помни, мир спасённый», «Песенный венок», «Вальс, вальс, вальс», которые мы представляли в свое время выборжцам и жителям Приозерска.

На юбилейном вечере коллектив приветствовали руководитель районного отдела культуры Галина ЦВЕТКОВА, директор КДЦ Ольга ДАНИЛОВА и ансамбль «Кантика-Гальярда». Благодарственные письма районной администрации вручены всем хористам, и в первую очередь тем, кто пришел петь более тридцати лет назад, это Тамара БЕЛЯЕВА, Неля ИВАНОВА, Константин ВИЛИСЛАВОВ, Игорь КУЗИН, Ирина ЛУНИНА, Николай ЦВЕТКОВ. Сколько всего было за эти годы репетиций, концертов, фестивалей и конкурсов! Победы и поражения, светлые надежды и к, сожалению, утраты… Минутой молчания коллектив почтил память участников хора, ушедших безвозвратно: Александру Алексеевну Карпову, Нину Никулину, Виктора Соколова, Михаила Бороненкова, Валентину Корнееву, Сергея Павленко, Александра Пасечника, Виталия Семенца.

Евгения ИЗОСИМОВА, первое сопрано:

– Считаю жизненной удачей, что двадцать пять лет назад я пришла в академический хор. Люблю петь и за все годы получила все нужные навыки. Мои дети учились в нашей музыкальной школе, где преподавала и преподаёт Людмила Кузина. Общаться с таким человеком просто счастье! Её терпение, знания, такт способствуют хорошей атмосфере и взаимному доброму отношению. Не представляю свою жизнь без хора.

Тамара БЕЛЯЕВА, первый альт:

– Я начала заниматься с 1976 года, одновременно с Людмилой Кузиной, которая пришла в этот год после окончания консерватории. За эти годы состав хора менялся: некоторые уходят, потом возвращаются. Я тоже ушла в декрет, потом не могла решиться вернуться. Но Людмила Леонидовна уговорила, и теперь без хора не могу представить свою жизнь. Это позитив, хорошее настроение, интересный репертуар. Это мое всё…

Юрий ШАРАБАРИН, бас:

– Пою в хоре с 1997 года. Как-то после разговора с хористкой Верой Кочневой пошутил: «Я бы тоже попел»... А в июне 1999 года наш хор принимал участие в праздновании 200-летия А. С. Пушкина в Выре, где почётными гостями были народный артист СССР Кирилл Лавров и композитор Андрей Петров. Реплика зрителей: «пригласили профессиональный хор» – это высшая оценка нашему коллективу!

Александра ЗАЙЦЕВА, второе сопрано:

– В моём случае, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло! Еще в 1998 году доктор вынес нерадостный вердикт: мои голосовые связки полностью изношены. Рекомендаций никаких. Как дальше жить? Где работать? Какую новую профессию приобретать в 42 года? Мне помогла коллега Римма ПОЧЕГАЙЛО, которая отвела меня в академический хор. Специальные упражнения, распевания и систематические репетиции в течение двух десятков лет спасли мой голос. И я по-прежнему преподавала в выборгском педагогическом училище, при этом подрабатывала в Доме детского творчества и на станции юных натуралистов. Голос восстановился, развился музыкальный слух.

Елена ОЛЕНИНА, второе сопрано:

– Мне нужно было усовершенствовать голос для публичных выступлений, он был слишком тихий и невыразительный, а оказалось, он у меня полётный! Поездки вместе с хором на выступления в Капелле Санкт-Петербурга, под сводами Александро – Невской лавры, в соборах Выборга и Финляндии раскрыли для меня чудо акустики различной архитектуры, о чём я раньше даже не задумывалась. Залы клуба «Балтика», библиотеки Алвара Аалто, Певческое Поле и другие сценические площадки Выборга дают различные по ощущениям акустические характеристики и вызывают восхищение архитекторами прошлого.

Облик хора стал его визитной карточкой: фиалковая весенняя гамма женского состава подчёркнута строгой графикой мужских фраков. Меня как художника привлекает и то, как менялись хоровые костюмы: это были и светлые платья, и черные с нарядными кружевными воротниками…

Константин ВИЛИСЛАВОВ, тенор:

– Что для меня значит хор? Это концерты и выступления, в том числе и за рубежом, где мы можем помериться силами с профессиональными хоровыми коллективами. Помню 2009 год, заключительный сводный концерт в Праге под управлением дирижера-афроамериканца. Сотни хоров – две тысячи человек – поют «Иохамбе»... Мы выступали в пражском костеле с колоссальной акустикой. Наши голоса звучали так чисто, что мурашки по коже… А в Швеции, в 1995 году, пели в старинной Стокгольмской кирхе, где захоронен Торгильс Кнутссон. В хоре я научился петь, имею свой репертуар, само пение является частью моей жизни, к пению я приобщил и дочь...

Неля ИВАНОВА, первый альт:

– В хоре я 33 года. Здесь нашла друзей и единомышленников, обрела вторую семью. Благодаря хору удалось впервые побывать за границей – в Финляндии, в Швеции. Нас всегда встречали радушно, размещали в семьях, мы общались на разных языках, но всё было так понятно и близко. Моя хозяйка оказалась родом из Выборга. Было несколько общих встреч и на 700-летии Выборга в 1993 году. Я счастлива быть в этом коллективе!

Татьяна МУХИНА, второй альт:

– Хористы показались мне «небожителями», когда я их услышала впервые в девяностые годы в соборе Петра и Павла. Особенно запало в душу соло баса Виктора Соколова в «Амурских волнах». А лет через семь, то есть вот уже двадцать четыре года я сама смотрю в зал со сцены и вижу просветленные лица слушателей, нередко со слезами на глазах. Участие в хоровом пении даёт мне знания, которые пригодились в работе логопедом, а мой трудовой стаж – более сорока лет.

Николай ЦВЕТКОВ, бас:

– Еще в 1976 году в хор меня позвала Раиса Павловна Юдина. Она заметила мою увлечённость хоровым пением во время участия в конкурсных вечерах отдыха, проводимых среди подразделений судостроительного завода, где мы с ней вместе работали. Но в то время мне нужно было вырастить детей, и только в 1991 году, закончив институт, я вернулся в родной коллектив и не покину его до конца своей сознательной жизни.

Людмила ПОПОВА, второй альт:

– Я очень хотела петь на сцене. Привела меня Раиса Юдина в год 25-летия образования хора. Моя жизнь преобразилась: пение, музыка, общение с единомышленниками… Здесь мои друзья, моя семья.

Светлана ЛИДЕЙКО, первый альт:

– Я училась в музыкальной школе восемь лет, Людмила Кузина преподавала нам хоровое пение. Когда мои дети подросли и появилось свободное время, я пришла уже во взрослый хор, о чём ни разу не пожалела.

Галина ЕВСТИХЕВИЧ, первое сопрано, также посвятила себя хору, когда выросли дети:

– Хоровое пение я люблю с детства, когда родственники собирались в праздник за большим столом и звучало многоголосье. Людмилой Леонидовной я восхищалась ещё со времён музыкальной школы – её талантом и красотой…

Ирина ОБОЛЕНСКАЯ, второе сопрано:

– Пою в хоре четвёртый сезон. Мне нравится всё: профессионализм руководителей, демократичная обстановка, организация занятий, коллектив единомышленников, репертуар и выступления с концертами.

Наталья СОЛОВЬЕВА, первое сопрано:

– Очень хотелось научиться петь и узнать, на что способен мой голос. Хожу третий год. Очень нравится коллектив, дружный, с юмором. После занятий ещё долго напеваю какую-нибудь песню. Прихожу домой всегда в приподнятом настроении. Отвлекаюсь и забываю о проблемах.

Римма ГАЛАЙ, первый альт:

– Вышла на пенсию, а подруга, поющая в хоре, сказала: не надо быть «бабушкой», и я с радостью пришла в этот коллектив. И не жалею. Безумно люблю петь.

Марина ПОПОВА, альт:

– Хоровое пение повышает оптимизм. Прекрасная атмосфера в коллективе, здесь заряжаешься энергией.

Николай ВАСИН, бас:

– Нравится петь для людей.

Праздник хора выдался на славу: ретроспективные альбомы с фотографиями, искрометные шутки, веселые сценки, стихи, пантомима, танцы и, конечно же, пение! Многая лета всем, вносящим вклад в духовную жизнь, ведь не хлебом единым жив человек.

Елена ОЛЕНИНА

 

Читайте также