КУКЛЫ В МИРЕ ГОФМАНА

КУКЛЫ В МИРЕ ГОФМАНА
1027
КУКЛЫ В МИРЕ ГОФМАНА

По эскизам Михаила Шемякина

В рамках кинофестиваля зрители смогли познакомиться с режиссёром Станиславом СОКОЛОВЫМ, увидеть презентацию анимационной картины «Гофманиада», а также рисунки и эскизы, созданные специально для фильма художниками Михаилом ШЕМЯКИНЫМ и Еленой ЛИВАНОВОЙ.  

Примечательно, что над полнометражной кукольной лентой студии «Союзмультфильм», созданной по мотивам сказок  Гофмана, авторы работали более десяти лет. Главным героем является сам Гофман – проводятся параллели между воображаемым миром его причудливых персонажей и реальной, довольно обыденной жизнью великого сказочника, который (не все это знают) был не только писателем и композитором, но и государственным служащим с юридическим образованием (информация об этом почерпнута из его писем и дневников).

Работа над первой частью фильма «Вероника» была завершена в 2010 году, вторая часть – «Гофман и тайны часовщика» – находится на стадии производства.  

– Гофмана люблю с детства, – говорит Станислав Соколов. – Мечтал снять по нему фильм ещё тридцать лет назад. На мой взгляд, материал настолько глубокий и богатый, что фильмы по сказкам Гофмана можно снимать всю жизнь. 

Мультипликация вообще – процесс сложный, трудоёмкий… Полнометражный фильм, с учетом написания сценария, подготовительного периода и непосредственно съемок, занимает не менее пяти лет. Очевидно, по этой причине в некоторых странах режиссеры мультипликацией вообще не занимаются.

Недавно в Калининграде на празднике в честь 240-летия со дня рождения Гофмана мы показали фрагменты своего фильма. Публика была специфическая – писатели и поэты из многих стран, которые сами нередко пишут в духе Гофмана. Они очень хорошо приняли увиденное, это  для меня важно. Надеюсь, и выборжцам наша работа понравилась. 

Вместе с режиссёром в Выборг приехала и актриса Анна АРТАМОНОВА, озвучивающая в «Гофманиаде» практически все лирические женские роли, в том числе няню главной героини Серпентины, Олимпию и других персонажей. 

– Все персонажи, с которыми мы работаем, нам знакомы во всех своих проявлениях, тем не менее мы открываем для себя в них все новые черты. Многие даже получают новые реплики, которые ранее не планировались. Персонажей много, больше ста, и все они нам как родные, – говорит Анна. 

Главного героя – самого Гофмана – озвучил Владимир Кошевой. Как рассказывает режиссёр, на первые съёмки актёр пришёл со сломанной ногой, на костылях. Между прочим, у актёров это считается хорошей приметой для судьбы будущего фильма. 

По уверению Станислава Соловьёва, актёры во время озвучивания вдыхают в кукол свою душу, это очень важно. Но  работа над персонажами, разумеется,  начинается намного раньше. Куклы должны быть – подумать только! – киногеничными, поэтому прежде чем пустить их на съёмочную площадку, их фотографируют, делают пробные съёмки движения на всех стадиях с ещё незаконченной куклой. Перевод рисунка в куклу – очень важный процесс с участием многих мастеров. Обаяние, соответствие голосу, соответствие тексту, который написал автор – все это очень важно. Кукла может быть самостоятельным произведением искусства на выставке, но на площадке она должна быть удобной для движения, «одушевления», для того, чтобы в неё перевоплощался художник-мультипликатор. 

Над образами кукол, которые были представлены  в читальном зале библиотеки Алвара Аалто, работала целая группа мастеров. Для съёмок мультфильма художники создали тысячи рисунков, а мастера – почти полторы сотни кукол. 

Маргарита ЗАХАРОВА

Читайте также