Отречение. Судьба и жизнь Леонтия Николаи

 Портрет  Леонтия  Павловича  Николаи. Литография  из собрания Императорской Главной  Квартиры
1087

Было у отца три сына

19 января 1820 года в Копенгагене, в семье чрезвычайного посланника и полномочного министра России в Дании барона Пауля Николаи и его супруги Александрины родился сын Людвиг Эрнст (на российской службе – Леонтий Павлович).

Пауль Николаи постарался дать всем троим сыновьям достойное образование. Старший, Николас Арманд Мишель, закончил Петербургский университет и стал дипломатом, как отец; младший, Александр, выпускник одного из самых престижных учебных заведений Российской империи – Царскосельского лицея. Леонтия же отец определил учиться в Морской кадетский корпус, о чем направил прошение Государю императору:

Всепресветлейший Державнейший Великий Государь Император, Николай Павлович, Самодержец Всероссийский Государь Всемилостивейший. Просит находящийся при Копенгагенском Дворе Чрезвычайным Посланником и Полномочным Министром, Тайный Советник и Кавалер Барон Павел Андреев сын Николаи о нижеследующем. Имею я при себе законного сына Барона Леонтия Николаи, коему от роду одиннадцать лет; он обучен разным наукам и языкам; но в службу Вашего Императорского Величества никуда ещё не определён; а желание имею воспитать его в Морском Кадетском Корпусе; по чему всеподданнейше прошу… Всемилостивейший Государь! Прошу Вашего Императорского Величества о сём моём прошении решение учинить. Мая 5 дня 1831 года.

Под начало Крузенштерна

Директором корпуса тогда был адмирал Иван Федорович Крузенштерн, адмирал, руководитель первого русского кругосветного плавания. Флотская карьера Леонтия была успешна. Гардемарином он постигал премудрости морского дела на фрегатах «Венус» и «Паллада». В чине мичмана стал учиться в созданном Крузенштерном Высшем Офицерском классе (в 1877 году преобразован в Николаевскую Морскую академию). По окончании учебы в чине лейтенанта служил на Черноморском флоте под командованием адмирала Михаила Лазарева, который весьма благоволил молодому офицеру. В 1842 году в составе экипажа 18-пушечного фрегата «Андромаха» Леонтий Николаи совершил поход в Средиземное море. Где бы ни проходил службу Леонтий Николаи, аттестовался он всеми своими командирами всегда в высшей степени положительно: «в поведении и должности хорош, поведения благородного и в должности весьма усерден». Быть бы Леонтию адмиралом, но внезапно он прервал карьеру морского офицера и оставил флот.

На Кавказ

В 1844 году в чине поручика Леонтий Николаи начинает служить в драгунском полку, шефом которого был великий князь Михаил Павлович. По собственному желанию Леонтий стал слушателем Императорской Военной Академии. За отличные успехи в науках произведён в капитаны в январе 1847 года. По окончании учебы в Академии по Высочайшему повелению причислен к Генеральному Штабу и, наконец, приказом за номером 339 от 11 сентября 1847 года командирован на службу в Отдельный Кавказский Корпус. Кавказским наместником и главнокомандующим войск на Кавказе тогда был Михаил Семенович Воронцов, с семьей которого семью Николаи связывала давняя крепкая дружба. 20 лет отслужил Леонтий Николаи на Кавказе. В 35 лет – генерал! Офицер Свиты Его Императорского Величества и командир Кабардинского полка. Кавалер российских орденов Святого Владимира 2, 3 и 4 степеней, Святой Анны 1, 2 и 3 степени, Святого Георгия 4 степени, Святого Станислава 1 степени, ордена Белого Орла. За участие в Венгерской кампании и подавление Венгерского восстания Леонтий Николаи был награжден австрийским орденом Железной короны 3 степени. Дважды награждался высокой армейской наградой – золотым оружием с надписью «За храбрость».

Теодор Горшельт, 1863 год, «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским  25 августа 1859 года».

Теодор Горшельт, 1863 год, «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским 25 августа 1859 года».

Барон Леонтий Николаи в составе Главного Дагестанского отряда был участником знаменитого похода 1859 года, который закончился взятием в плен имама Шамиля

«Идеально бескорыстный, честный человек»

Леонтий Павлович во время Венгерской кампании и во время службы на Кавказе вел дневник, поэтому мы имеем возможность узнать подробности боевой жизни генерала Николаи.

Его «Записки» были опубликованы в историческом издании «Русская старина» в 1877 году. А о самом генерале Николаи написал в книге «Двадцать пять лет на Кавказе» Арнольд Львович Зиссерман, полковник кавалерии, военный историк Кавказа, писатель-мемуарист и миссионер. Позволю себе привести отрывок из книги «Двадцать пять лет на Кавказе»:

Молодой, чрезвычайно приятный, симпатичный, вежливый, Леонтий Павлович Николаи располагал к себе всех знавших его; как военный человек, он был с большим запасом специальных познаний, лично очень храбр и, что еще важнее, в делах совершенно хладнокровен; не горячился, не выходил из себя, держал себя чрезвычайно ровно, не меняясь и в минуты самого жаркого боя. При этом идеально бескорыстный, честный человек.

Отдавал должное храбрости Леонтия Павловича и император Александр II. В письме князю Барятинскому 14 января 1858 года император пишет: «…имел удовольствие снова видеть храброго Николаи.

На пути к служению

Благородной души человек, Леонтий Николаи совершенно не был опьянен хвалами в свой адрес, хвалами заслуженными и искренними, но его с младых лет тянуло отнюдь не к военной службе, а к более высокому служению. Он родился в семье лютеранско-католической (отец – лютеранин, мать – католичка). Мальчики воспитывались в протестантизме, девочки – в католической вере. Леонтий с детства испытывал склонность к католичеству.

Вот что он писал позднее:

…когда я читал истории о религиозных войнах или когда мой учитель-лютеранин, как и я, рассказывал их нам, я инстинктивно радовался триумфу католиков, ломая копья за них. С детства я чувствовал смутное влечение к католической вере, сам не отдавая себе в том отчета. Именно на Кавказе более отчетливо зазвучал голос, зовущий меня. Я отлично помню, что в 1847 году в Петербурге я зашел к книготорговцу, чтобы запастись перед поездкой на Кавказ полезным и занимательным чтением…Тут я увидел книгу под названием «Христианство у разных народов мира», творение монсеньора Дюпанлу. Я взял этот том и с жадностью прочел его позднее, что стало первым священным ростком в моей душе. С тех самых пор я почувствовал глубокое и жгучее желание служить Богу, ставя Его выше всех прочих на земле, ибо все прочие на земле – ничто.

Книга монсеньора Дюпанлу стала маячком, который привел боевого генерала к служению Вечной Истине.

Отречение

2 июня 1858 года в часовне Миссионеров, во французском городе Ля Деливранд генерал Леонтий Павлович Николаи совершил обряд отречения от веры протестантской и обращения в веру католическую. Скромная часовня была украшена как по случаю большого праздника. Генерал преклонил колени у ступенек, ведущих к алтарю, затем твердым и спокойным голосом прочитал текст отречения: «Отрекаюсь от всего ложного, во что верил поныне…Отрекаюсь от верований, осуждаемых Католической римской церковью».

Из родных на церемонии присутствовало только семейство де Брольи. Сестры Октавия и Симплиция, дядюшка Октав де Брольи и вся его семья поддержали Леонтия в его решении принять католичество. Но как объявить об этом отцу? К чему приведет откровение сына? Не оттолкнет ли его протестантская часть семьи, которую он так любил? Леонтий Павлович пишет отцу письмо, полное сыновнего смирения и любви.

(Продолжение в следующем выпуске)

Подготовила библиотекарь музея-заповедника «Парк Монрепо» Наталья ЛИСИЦА

ЛИТЕРАТУРА

«Преподобная матушка де Николаи и происхождение конгрегации Святого Семейства де ля Деливранд». Кан: Domin, 1920.

Прошение Пауля Николаи о принятии сына, Леонтия, в Морской Кадетский Корпус. Архив музея-заповедника.

Читайте также