Выборгский живописец предлагает сохранить историческую реликвию

Выборгский живописец предлагает сохранить историческую реликвию
2713
Владимир Жак: валун оброс мхом, под которым почти уже нет краски

Без малого сто лет одной из достопримечательностей посёлка Кировские Дачи является гранитный валун с нарисованным на нём старым финским паровозом. Известна даже марка паровика – «Хейкки» Hv3 995 Locomotive 137/1941.

Рисунок почти идеально копирует оригинал, конечно, с учётом размеров камня. К сожалению, за долгие годы рисунок стал почти не виден. А через некоторое время, возможно, о камне с необычным изображением останутся лишь воспоминания. 

Кто является автором рисунка и в связи с чем на валуне размещён именно паровоз, точно уже вряд ли кто скажет. Есть версия, что в 20-х годах прошлого века в этих местах размещался санаторий финских железнодорожников. Возможно, кто-то из них на досуге решил блеснуть своими способностями. Или, возможно, работал профессиональный художник, скорее всего, по заказу. Есть и более интересные предположения, которыми выборжцы делятся в соцсетях:

– Мои родители жили недалеко от этого паровоза сразу после Зимней войны 1939-1940 годов. В 60-е годы отец мне показывал фундамент дома, в котором они жили прямо на берегу залива, шли мимо паровозика. С отцом на лыжах по выходным бегали. Он говорил: «Бежим до паровоза и обратно!»

– Как нам в детстве рассказывали, по легенде, кто-то из беглых заключённых так путь указывал. Он нарисован давно (я 1954 года рождения), этот паровоз раньше иногда обновляли. Мы раньше там сено косили, так родители и говорили: «Сегодня косим за паровозом». В каком году появился паровоз, не знаю, но в 1960-м году уже был.

– Есть легенда, что нарисовал паровоз пленный солдат. А паровоз якобы указывал направление дома.

Не совсем понятно, о каких заключённых может идти речь. И вряд ли они стали указывать кому-либо путь (или направление побега) столь трудоёмким образом. Что до пленного солдата, во-первых, также неясно, кто это мог быть: советский воин или финн? Учитывая, что паровоз финский, скорее всего, гражданин страны Суоми. Во-вторых, маловероятно, что у находящихся в неволе было столь много свободного времени, что они от скуки решили нанести на камень рисунок паровоза.

Кто и зачем нарисовал на камне паровоз, осталось загадкой

В советские годы, как рассказывают местные жители, рисунок периодически обновлялся, как правило, в канун Дня железнодорожника. Старания проявлял пожилой выборжец, имя которого, к сожалению, не удалось уточнить. Делал он это не совсем профессионально, использовал не те краски, которые были применены изначально, но критиковать за это энтузиаста никак нельзя. Наоборот, нужно похвалить за то, что старался сохранить память об истории.

Увы, сейчас изображение можно рассмотреть с большим трудом. Недавно корреспонденты «Выборга» вместе с художником Владимиром ЖАКОМ побывали у камня. Живописец давно вынашивает идею воссоздать рисунок где-нибудь в Выборге, например, в районе Смоляного мыса. Очевидно, что скоро изображения на камне в районе Кировских Дач будет практически не видно. Старичок-доброхот ушёл из жизни, маловероятно, что у него найдутся последователи. Тем более, что участок, где находится камень с паровозом, насколько известно, продан в частные руки. Когда начнётся строительство, место наверняка обнесут забором, а в дальнейшем попасть туда будет можно лишь с позволения хозяина. И совсем не факт, что он впечатлится историей о паровозном камне и разрешит специалистам доступ к валуну. Не говоря уже о туристах.

– Рисунок ещё более уменьшился. Оригинальной краски почти не осталось, при обновлении использовали строительную. Валун оброс мхом, который счищается легко, но под ним краски уже нет. Исторической ценности рисунок не представляет. Если будет финансирование, реально воссоздать изображение в другом районе Выборга. Размеры рисунка составляют в длину 225 сантиметров, в ширину – 150, – рассказывает Владимир Жак.

Пока интерес к идее живописца не проявляется. Владимир настолько проникся замыслом, что даже разместил рисунок паровоза, нанесённого на камне в окрестностях Кировских Дач, на свою джинсовую куртку. Но лучше, конечно, чтобы паровоз видели все: и выборжцы, и гости города. Это, безусловно, одна из местных достопримечательностей, пусть не столь известная, как Замок или Часовая башня. Будет обидно, если о гранитном валуне с паровозом, словно устремляющемся вдаль, будут говорить только в прошедшем времени.

К сожалению, именно так произошло с портретом Владимира Маяковского, когда-то украшавшим одну из скал в парке Монрепо. Может быть, как и паровоз на камне, исторической и художественной ценности эта работа не представляла, зато служила объектом притяжения не одного поколения выборжцев. Гости города, посещавшие парк, тоже любили сфотографироваться рядом с необычным монументальным воплощением поэта-трибуна революции.

Сергей КАРСАКОВ

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также