Выборгский Нотр-Дам де Пари: каким был и каким был бы с ним город?

Выборгский Нотр-Дам де Пари: каким был и каким был бы с ним город?
3089
Елена Бичевина и Игорь Львов (справа) представляют макет собора, сделанный Еленой в технике папье-маше

В библиотеке Аалто открылась выставка «Новый кафедральный собор: реинкарнация памяти», организованная художницей Еленой Бичевиной и архитектором Игорем Львовым.

Напомним, что до войны в Выборге существовало две лютеранских общины – шведско-немецкая и финская. У шведско-немецкой был собор Петра и Павла, горожане-финны посещали церковь сельского прихода (бывший собор доминиканского монастыря). К концу XIX века в связи с быстрым ростом финского населения церковь уже не могла вмещать всех прихожан. Город принял решение  построить для общины новую кирху. Конкурс проектов выиграл выборгский архитектор немецкого происхождения Эдуард Диппель. Величественная церковь в неоготическом стиле была построена к 600-летию Выборга, в 1893 году. В 1908 году у ее подножия установили памятник великому финскому просветителю Микаэлю Агриколе, и тем более значимым стало это место. В 1925 году кирха получила статус кафедрального собора Выборгской епархии. Это здание с высоким шпилем, стрельчатыми окнами, витражами называли выборгским Нотр-Дам де Пари. Во время Советско-финляндской войны, 3 февраля 1940 года, в собор попала первая бомба. В Великую Отечественную добавились разрушения от артобстрелов. После войны здание не восстанавливалось, а в 1953 году его разобрали (существовал проект строительства на этом месте нового здания театра).

На выставке вы увидите собор в фотографиях, рисунках, объемных моделях, на картинах и вышивках. Как поясняют организаторы, они «позволили себе воспроизвести в материальном воплощении разные состояния собора разными пластическим средствами; своим воображением, которое можно посчитать истинным реализмом, попытались обратить взгляд и внимание зрителя к собору».

Петербургский архитектор-реставратор Игорь Львов корнями с Выборгом не связан, хотя, конечно, с детства часто здесь бывал. Просто однажды он увидел в интернете фотографии собора и глубоко проникся его величием и готической красотой. 

Было это в 2012 году. Cначала Игорь просто собирал фотографии, а потом поехал в Финляндию, чтобы увидеть чертежи Диппеля. Там он познакомился с архитектором Юхой Ланкиненом и его сотрудниками, которые на базе Университета прикладных наук Тампере работали над созданием проекта «Виртуальный Выборг». На основе полученных в Финляндии данных Игорь создал некую концепцию, в которой обрисовал перспективы восстановления собора.

В 2017 году Львов при поддержке Комитета по культуре Ленинградской области и областного отделения ВООПИиК ему удалось установить на тумбе, сделанной из гранитных блоков, оставшихся после взрыва собора, памятную плиту с инвентарным номером. Таким образом сохранившимся фундаменту и цоколю здания был придан охранный статус.

Фотоколлаж Берка Бертенова

«Один из примеров воссоздания готического собора, построенного в стиле кирпичной (балтийской) готики – кафедральный собор в Калининграде. Собор, практически полностью утраченный во время Второй мировой войны, долгое время не восстанавливался. Руины стен простояли до 1993 года, а с 1994 г. начался период восстановления, который длился в течение 10 лет. В настоящее время собор является одним из символов (визитной карточкой) города. Службы в соборе не проводятся, но здание эффективно используется для размещения музейных экспозиций и проведения концертов», - пишет Львов в своей статье «Воссоздание Нового кафедрального собора – жемчужины архитектуры и высотной доминанты  Выборга». Кстати, именно благодаря этой статье произошло знакомство двух единомышленников - Игоря Львова и Елены Бичевиной.

Фотоколлаж Берка Бертенова. Воображаемое отражение собора в реальном окне дома № 37 по улице Крепостной

Член Санкт-Петербургского союза художников IFA, Елена более двадцати лет служит в Мариинском театре, сейчас руководит участком по ремонту декораций на Новой сцене. Но в свое время несколько лет жила в Выборге и преподавала в педучилище, в художественной школе, а теперь часто сюда приезжает (с недавнего времени и в качестве экскурсовода). Неоднократно у Елены проходили персональные выставки в ВЦ «Эрмитаж-Выборг», «Арт-холле», библиотеке Аалто. Она рассказывает, как в прошлом году потеряла покой, прочитав в нашей газете о том, что найдены две ручки кафедрального собора. И творчество, и быт отошли на второй план, собор «не отпускал», и облегчить свое состояние она смогла только, выплеснув свои чувства на бумагу, выразив их в вышивке, лепке…

Речь не идет о восстановлении собора  в прежней ипостаси. Это тоже мог бы  быть центр культурной жизни города – концертное, выставочное пространство. Елена Бичевина

Приходите, чтобы вообразить, как звучала органная музыка в этом зале, вмещавшем 1800 человек, какая это была градообразующая и высотная доминанта (78 метров с крестом, выше башни святого Олафа!). На выставке также можно увидеть проект восстановления собора: это дипломная работа выпускника Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, уроженца Выборга Максима Бучкова.

Выставка будет работать до 29 ноября, для ее посещения Q-код не требуется (на входе в библиотеку у посетителей измеряют температуру),  средства защиты обязательны.

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Читать все статьи автора Юлия Подскребаева

Читайте также