Выборгские губернские чтения: о знаменитом камнедобытчике Самсоне Суханове

Выборгские губернские чтения: о знаменитом камнедобытчике Самсоне Суханове
2433
Валентина Столбова: Имена великих мастеров-каменотесов незаслуженно забыты

 Один из докладов, представленных на очередных «Выборгских губернских чтениях», в той или иной степени связан с историей гранитных колонн, поднятых недавно со дна залива.

«Хребты безмолвных Фридрихзгамских и Сердобольских гор свидетельствуют о трудах моих» - название доклада представителя культурно-исторического центра «Светоч» Валентины СТОЛБОВОЙ позаимствовано из прошения, направленного Николаю I одним из старейших и опытнейших камнедобытчиков Санкт-Петербурга первой трети 19 века Самсона Суханова. Его современники академик Яким Зембницкий, будущий декабрист Николай Бестужев и архитектор Огюст Монферран считали, что Суханов воплотил в России древнеегипетское искусство «выламывания» гигантских монолитов из гранита и «высекания» из них колоссальных колонн, надгробий и статуй. 

Мастером, как рассказывает Столбова, было разработано пять собственных и казенных так называемых гранитных ломок. Одна из ломок «дикого морского камня» или раппакиви, находилась во владениях барона Николаи, на юге острова Сорвали. Здесь было выломано более 60 цельных колонн для Казанского собора, а Самсон Суханов был определен как «главный прикащик по части каменотесных дел». Под его руководством впервые в России установили внутри собора 56 гранитных цельных колонн весом 1500 пудов каждая. За большие заслуги перед Отечеством мастера наградили золотой медалью «За усердие».

Четыре колонны, которые не сгодились для собора, переслали в Павловск. Для возведения портика мавзолея «Супругу-благодетелю» их укоротили, и предполагают ученые, что из этих «обрезков» создали надгробный памятник архитектору Воронихину в виде сборной гранитной колонны.

  Артель Самсона Суханова вела все камнетёсные работы и на Стрелке Васильевского острова, где был использован розовый и серый гранит раппакиви из казённых каменоломен под Выборгом. 

Интересно, что только в историческом центре Северной столицы знаменитый каменотес приложил руку к возведению более 23 сооружений. К сожалению, когда Монферран заключил с ним контракт на изготовление и доставку 36 цельных гранитных колонн для Исаакиевского собора, мастер «выломал» только 11, затем его подряд был передан Архипу Шихину, что привело Суханова к разорению. Одной из причин передачи было удешевление выломки монолитов Шихиным за счет применения пороха.

Месторождениям природного камня Карельского перешейка и Северного Приладожья, ресурсы которых использовались для реставрации исторического центра Санкт-Петербурга» посвятила свое исследование доцент Горного университета Анна ТУТАКОВА. В совместном российско-финском проекте изучалась история природного камня в архитектуре восточной Финляндии и России. В частности, она занимается историей добычи и особенностями гранита раппакиви месторождений Карельского перешейка, в том числе, карьеров Возрождения, Бородинскоего и другие, которые находятся на территории Каменногорского поселения. По мнению Анны Тутаковой, эти камни уникальны.

Игорь Борисов: можно и камень взять, и месторождению не навредить

- На территории Выборгского района обнаружены следы 50 каменоломен 14 века, в том числе в Аннинских укрепления, - рассказывает ученый секретарь регионального музея Северного Приладожья Игорь БОРИСОВ. - Можно проложить большой трансгеологический маршрут от Выборга до Сортавалы.

Игорь Борисов убежден, что для реставрации старинных зданий  с успехом  можно использовать мрамора исторических рускеальских каменоломен, и высказался в пользу того, что существуют специальные технологии, которые позволяют взять камень для реставрации, сохраняя месторождение. По его словам, упомянутый мрамора использовали в 2003 году для реставрации здания налоговой службы на Исаакиевской площади.

Интересная деталь: свое время, побывав в Рускеала,  Менделеев посчитал, что этот камень не годится для петербургского климата.  Монферран, якобы недостаточно хорошо разбиравшийся в минералогии, совершил ошибку, использовав рускеальский мрамор для строительства Исаакиевского собора. Через 10 лет плиты Исаакия развалились, и мрамор для реставрации доставили уже из Италии…   

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также