Выборгская школа поисковика: какую форму носили наши деды и прадеды

Выборгская школа поисковика: какую форму носили наши деды и прадеды
3223
Школа поисковика на разведке

Последнее в уходящем году занятие выборгской Школы поисковика «Область славы» было посвящено форме, которая была принята в Красной Армии с 1918-го по 1945-й год. Эти знания пригодятся ребятам в полевых работах, когда в ходе раскопок встретится, к примеру, фрагмент шинели или гимнастёрки.

Занятие вел историк, руководитель отдела патриотического воспитания петербургского Дома молодёжи «Форпост» и командир поискового отряда «Заслон 2» Сергей Пищулин. Он сотрудничает со Школой поисковика все время её действия, давал уроки еще выпускнице первого набора, а ныне руководителю проекта Ольге Крымовой.

Сергей Пищулин

Полушубок и валенки

История вопроса исчисляется с 23 февраля 1918-го. Форма, предназначенная для бойцов и командиров только что созданной Красной Армии, в принципе не так уж сильно отличалась от обмундирования царской армии, скорее речь шла о дополнении, адаптации. В дальнейшем появились различия в зависимости от рода войск, на арену вышли практичные кожаные френчи и плащи, и даже женская форма, поскольку в Вооружённые Силы в конце 30-х пришло много представительниц прекрасного пола.

(Менее всего изменения коснулись, по словам Пищулина, морской формы, она до 90-х годов 20 века оставалась практически той же, что была и в 19 веке. Затем трансформировалась, но постепенно «флотская мода» возвратилась к стандартам прошлого и позапрошлого веков.)

Интересно, что в арсенале красноармейца находились помимо всего прочего мешочки для соли, сахара и сухарей. В зависимости от климатических условий могли выдаваться валенки и полушубок или ватная телогрейка и «сапоги юфтевые (кирзовые) или ботинки с обмотками». Вместо носков вплоть до конца прошлого века в армии пользовались портянками.

- Портянки – очень удобная и функциональная вещь, - убежден Сергей Пищулин. -  Служивые знают, что если приходится носить сапоги или ботинки с высоким берцем, то правильно намотанная портянка зимой согреет ногу гораздо лучше, чем две или даже три пары носков.

Это вам не школьный портфель собрать…

К 1938-му году кожаные ранцы для личных вещей бойца заменили холщовыми вещмешками, в которых помещалось и запасное бельё, и предметы личной гигиены, и другие необходимые вещи. Кстати, чтобы правильно укомплектовать вещмешок, тоже нужна сноровка. Кадеты из школы № 12 после лекции смогли потренироваться в этом. А «наглядные пособия» предоставил руководитель проекта «Прикосновение к войне» Александр Колоярский.

В полном снаряжении красноармейцу приходилось таскать на себе около 30 килограммов, а имевшегося в подсумках боезапаса могло хватить всего на 20 минут боя.

- Попробуйте на дачном участке вырыть окоп полного профиля сапёрной лопаткой. Он должен быть такой глубины, чтобы ваш подбородок был на уровне земли, а ширина должна позволять развести руки или замахнуться для броска гранаты (норматив рытья окопа на «отлично» - полтора часа). Или попробуйте с 30-килограммовым рюкзаком за спиной пробежать метров 150, потом перейти речку или болото. У наших дедов и прадедов это получалось.

Помимо этого, красноармеец на марше мог нести ещё продукты, боезапас для пулемёта или какое-то общее имущество своего подразделения. Норматив однодневного марш-броска составлял около 40 километров – это, примерно, как от Выборга до Каменногорска.

Если в ладанке сохранилась записка

Самой ценной находкой поисковика является солдатский смертный медальон. С 1925-го года это были так называемые ладанки – металлические футляры-книжечки с личными данными солдата. Такую ладанку носили на шее на специальном шнурке. Но поисковики считают её не самым лучшим вариантом для идентификации – металл подвергается коррозии, внутрь может попасть влага, надписи смываются, бумага разрушается.

В марте 1941-го были введены более герметичные эбонитовые пенальчики. По ним были возвращены из небытия тысячи имена бойцов, считавшиеся пропавшими без вести. Но такие медальоны вскоре были заменены красноармейскими кнжками…

Руководитель Школы поисковика Ольга Крымова рассказывает, что ее подопечные проявляют большой интерес к теме, сами изучают что-то, рассказывают товарищам. С одним из 11-летних слушателей приходит 8-летний братишка. Он ещё слишком мал, чтобы быть зачисленным в ряды «школьников», но упорно посещает все вечерние занятия, на усталость не жалуется…

Дело для энтузиастов

В следующий раз Сергей Пищулин пообещал ребятам рассказать о форме финской армии. Он надеется, что ситуация изменится к лучшему и можно будет сделать это при личной встрече:

-  Раньше я привозил целый багажник вещей, которые можно было потрогать вживую – котелок, винтовку Мосина, наган… Мальчишкам все это интересно.  Рассказываю, к примеру, о винтовке - разбираю и собираю её. Конечно, Интернет позволяет не все…

Конечно, не все выпускники Школы поисковика пополняют ряды действующих отрядов. Тем не менее, по словам одного из основателей проекта Александра Колоярского, 15 из них вошли в состав «Красного выборжца» и других отрядов. Между прочим, на занятиях они узнают много нужного и полезного – изучают военную историю страны   и учатся, как действовать в случае укуса змеи.

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также