Соколинское: отзовитесь, кто помнит

Соколинское: отзовитесь, кто помнит
4091
Когда-то здесь была школа...

О поселке Соколинское у меня остались самые теплые воспоминания – здесь прошло мое детство, здесь жили школьные друзья и подруги. Со школой связано многое – отец, Владимир Иванович Иванов, был ее директором, мама, Антонина Федоровна, преподавала географию и биологию.

Хорошо помню учителей – Марию Кузьминичну Сиротину, Александра Николаевича Сомова, Владимира Михайловича Лебедева, Римму Павловну Майбурову, Зою Васильевну Корнюшко… Это была маленькая сельская школа, уютная и почти домашняя. Тетя Маша Вилкова подавала звонки на урок, а ее муж, Константин Иванович, топил печи. В начальных классах в одном помещении одновременно занимались по два класса – 1 и 3, а за стенкой – 2 и 4. И ничего, никто друг другу не мешал, все благополучно выучились.

Возле школы тянулись вверх тополя, была аллея из акаций, на большой круглой клумбе красовались георгины, космеи и огненные лилии.  В саду росли яблони и вишни, во время летней практики школьники поливали из лейки морковку и капусту. На спортплощадке до темноты играли в волейбол, на скорость бегали по бревну, играли в лапту. Весело и дружно жили… Я часто вспоминаю моих товарищей по школе и детским играм – Леню, Мишу и Сашу Фабричновых, Валю и Колю Путиловых, Люду Платонову, Таню Горбачеву, Валю Ковалеву – увы, иных уж нет…

В центре поселка, возле автобусной остановки, на пригорке была установлена гипсовая скульптура: женщина с газетой (скорее всего, с «Правдой») в руке. Ее почему-то называли Люсей – не исключено, что в честь фельдшера Людмилы Ильиничны Зайцевой, трудившейся в местном медпункте неподалеку. На этом пригорке летними вечерами собирались женщины в ожидании коров с пастбища. Мальчишки лихо скатывались на велосипедах – летом, на санках и финках – зимой (на одном из снимков запечатлен автор этих строк в трехлетнем возрасте).

Огромное место в общественной жизни поселка занимал местный клуб.

Учителя 1968 год

В клубе в 50-60 годы проводились собрания колхозников (колхоз назывался «Знамя Ильича»), партийные собрания, иногда бывали концерты местной художественной самодеятельности. Устраивались и танцевальные вечера (редко). В основном сюда шли, чтобы посмотреть фильмы. Сеансы были 1-2 раза в неделю. Коробки с картинами привозил из Выборга, из кинопроката киномеханик, которого все знали исключительно как дядю Сашу. Он был строг, но справедлив, пользовался среди взрослых и детей непререкаемым авторитетом. Даже самые отчаянные мальчишки при нем вели себя «в рамках». Дядя Саша ходил летом в синем вельветовом пиджаке и соломенной шляпе, зимой – в пальто с каракулевым воротником и меховой ушанке. Сам он жил в Северном поселке, приезжал в Соколинское на автобусе, коробки с фильмами нес в сетке-авоське.

Сеансы начинались в 17.20 и в 20.00 Билет на первый сеанс стоил 5 копеек – в основном зрителями были, конечно, дети. Взрослый билет обходился в два раза дороже. Зрители сидели на деревянных длинных скамейках, мальчишки, бывшие «в авторитете», предпочитали смотреть фильм лежа на сцене. Что уж они там видели, одному богу известно, но эти «места перед экраном» считались привилегированными, и допускался туда не каждый.

Фильм состоял из нескольких частей, каждая из которых хранилась в отдельной жестяной коробке. В перерыве между частями в зале зажигался свет. Дядя Саша менял части, мужчины выходили покурить, женщины обменивались впечатлениями.

В помещении клуба располагалась также поселковая библиотека (от входа сразу же направо, в маленькой комнатке). Работала в ней Анфиса Васильевна Шишкина, серьезная женщина в очках, с уложенной вокруг головы косой. В библиотеке было очень много читателей, на некоторые книги записывались в очередь. Дети с воодушевлением читали Майна Рида (в очередь), Жюля Верна, а также «про войну».

Когда-то финские санки были популярны. 1959 г.

На втором этаже находилось небольшое помещение сельского Совета, Председателем была Мария Федоровна Лебедева, женщина дисциплинированная и исполнительная (правда, сын ее, Владик, доставлял школе немало проблем). Секретарем сельсовета работала Валентина Ивановна Курчина. Здесь же, на втором этаже жила санитарка местной ветеринарной лечебницы Александра (тетя Шура) Зюхина. Лечебница для животных находилась в финском деревянном доме у съезда к клубу, у озера. Озеро имело не очень хорошую славу, считалось, что в нем есть скрытые водовороты. Периодически там кто-то тонул, правда, как правило, приезжие, которые по незнанию смело погружались в опасные воды.

Пространство между клубом и дорогой занимали парники и теплицы, оставшиеся от прежних хозяев. В них в советское время выращивали огурцы. Тепличное хозяйство поначалу было очень солидным, благоустроенным, с отоплением и освещением, на гранитном фундаменте. Постепенно все пришло в упадок.

Интересно, что совершенно не осталось в памяти, кто же заведовал клубом. Похоже, что его функции сводились только к отпиранию дверей... Зато запомнилась частушка "с подковыркой", которую исполнили однажды со сцены местные комсомолки:

В Соколинском отделенье

Кукуруза метров пять.

Вышли в поле, посмотрели –Звеньевую не видать.

Конечно, очень многое изменилось в Соколинском за последние годы. Конечно, в лучшую сторону. Теперь вот и здание клуба возрождается, и это замечательно. Очень будем рады, если кто-то из местных жителей поделится своими воспоминаниями, впечатлениями, размышлениями. Прошлое уходит в историю, но свою историю нужно сохранять.

Елена СОКОЛОВА, генеральный директор ООО «Газета «Выборг» – редакция»

Читайте также