Подводные археологи нашли под Приморском корабль новгородских мастеров

Подводные археологи нашли под Приморском корабль новгородских мастеров
223
Подводные археологи нашли под Приморском корабль новгородских мастеров Фото предоставил Константин Шопотов

Поздней осенью в районе бухт Окуневая и Желтая в 25 км южнее Приморска штормом вынесло на берег фрагменты деревянного морского судна. Их обследовали учёные подводно-археологической экспедиции «Память Балтики» под руководством контр-адмирала Константина Шопотова.

Несколько столетий назад это старинное деревянное морское судно налетело на входной подводный каменный барьер и разбилось, предположили подводные археологи. Сила последнего шторма была столь велика, отметили они, что фрагмент киля вынесло метров на 70 от уреза воды и задержали его лишь деревья. Доски наружной обшивки корпуса и оторвавшиеся тяжеловесные шпангоуты протащило сквозь береговые заросли ещё дальше от уреза воды.

К месту обнаружения артефактов прибыли 12 исследователей из «Памяти Балтики». Они разделились на четыре группы, перед каждой из которых стояла своя задача - произвести замеры, зарисовать, сделать фото фрагмента днищевого набора силового корпуса, исследовать коробку киля и её соединение, исследовать вынесенные морем на берег и в береговые кусты шпангоуты и доски наружной обшивки корпуса судна.

Ученые оценили размеры находки: длина 30 метров, ширина - 6 метров, осадка – 2,5 метра, предположительное водоизмещение - 270 тонн.

Была обследована и акватория, которую выполнил подводный археолог Олег Виноградов, страхующий водолаз - Константин Шопотов. Выяснилось, что оставшаяся часть затонувшего судна разбросана на входном каменном барьере в 200 метрах от берега на глубине 5-7 метров. Дальнейшее подводное исследование решено продолжить будущим летом.

- Для подводно-археологической экспедиции «Память Балтики» это уже четвёртое исследуемое затонувшее старинное деревянное морское судно. Все они являются шедеврами старинного русского самостоятельного судостроения новгородских и приладожских мастеров. Оценивая конструкцию и большие размеры исследуемых фрагментов, мы заявляем, что затонувшее в бухте Желтая судно - это струг, предназначенный для перевозки тяжелых, крупногабаритных грузов (гранит, лес). Возраст находки – не менее 200 лет. Это памятник истории и культуры, подлежащий сохранению, консервации и дальнейшей музеефикации. Константин Шопотов

Возможно, струг был построен на верфи неподалёку, продолжает руководитель экспедиции; житель посёлка Рябово Сергей Самороко рассказал им, что на мысе полуострова Малого имелись серьёзная судостроительная верфь и причал.

Читать все статьи автора Елена Степанова

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев