Николай Лященко – комендант Выборга в 1944 году (Часть 4)

Николай Лященко –  комендант Выборга в 1944 году (Часть 4)
1090
Николай Лященко – комендант Выборга в 1944 году (Часть 4)

Константин Симонов и Всеволод Вишневский

С приближением к бывшей линии Маннергейма сопротивление противника возросло. В те дни английская ежедневная газета «Дейли Мейл» писала: «... на Карельском перешейке русские прорвали стальную, бетонную линию, которая, как утверждали, принадлежала к числу самых сильных в мире». Советские войска, отмечала газета, «полным ходом устремились к Выборгу» [4].

17 июня 1944 года 90-я дивизия прорвала оборону у населённого пункта Мерисилта (Лиственное), в 20 километрах юго-восточнее Койвисто (Приморск). К 18 июня части 90-й дивизии успешно наступали. К исходу 18 июня соединения армии прошли с боями значительную часть Карельского перешейка, прорвали ряд промежуточных оборонительных рубежей, взяв в числе прочих Перкъярви (Кирилловское), Уусикиркко (Поляны), Пихкала (Мамонтовка), Хумалъйоки (Ермилово). Дивизия приближалась к железной дороге, идущей с северо-востока на Выборг.

Николай Григорьевич позднее вспоминал: «В эти дни к нам прибыли писатели Константин Михайлович Симонов (1915-1979), Всеволод Витальевич Вишневский (1900-1951) и фотокорреспондент «Правды» Яков Рюмин. Зашёл разговор о финнах. Писатели ждали моего мнения о противнике и, признаться, начало моего ответа – утверждение, что хорошие вояки, – их несколько разочаровало. Хотелось услышать противоположное. «Но сила ломит силу, – продолжал я . – Они мастера ближнего боя, но боятся обходов, охватов. По показаниям пленных их буквально ошеломили могучие удары артиллерии, авиации, наше стремительнее продвижение. Мне только что доложили из перехватов по радио, Маннергейм обратился к финской армии с призывом – остановить советские войска. Вряд ли из этого что получится. Армия деморализована нашими удачами. Но это не значит, что финны не будут драться. Будут» [1].

В те дни в разговорах со старшими начальниками, офицерами, сержантами и солдатами часто заходила речь о Финляндии, боеспособности финской армии. Все сходились в мнении, что наступил момент деморализации противника. Как говорили старые солдаты, участники финской кампании, которым приходилось второй раз наступать на Выборг, у противника уже не было той самоуверенности и упрямства, что были в тридцать девятом-сороковом годах.

Комдиву Лященко довелось допрашивать пленных солдат и офицеров 20-й бригады полковника Армаса Кемпи. Их ответы сводились к следующему: если уж Советская Армия разгромила немецкую армию, какой смысл нам терять людей? Пусть воюет Маннергейм, если ему хочется. Примерно ту же мысль высказал Николаю Григорьевичу и старый финн – дорожный мастер в лесном хуторе под Выборгом. Население Финляндии было напугано пропагандой о зверствах русских, неудивительно, что основная масса жителей городов и хуторов в панике бежала. На железнодорожных станциях валялись груды чемоданов, свёртков, баулов с бирками и адресами разных городов и пунктов страны Суоми. В лесах бродили брошенные стада коров, лошади…

19 июня 1944 года при прорыве 3-й полосы обороны финнов в районе Выборга вновь отличилась рота Павла Полевого. К этому времени полки 90-й дивизии подошли к южной окраине города. Из штаба 21-й армии, возглавляемой генерал-полковником Дмитрием Николаевичем Гусевым, поступил приказ об овладении Выборгом 20 июня. Началась подготовка к штурму Выборга, которому командование армии и фронта придавало большое значение.

И настал решающий день

Под утро 20 июня к штурму Выборга были проделаны проходы в минных полях, подготовлены штурмовые группы. У финнов был пристрелен каждый клочок земли, поэтому решили подойти оврагами и перелесками к окопам противника с флангов, а на южном основном направлении создать видимость атаки. «Светало. Передний край замер. Началось томительное ожидание. Смолкли телефонные звонки, молчали и рации. Из-за вершин сосен и елей выглянуло солнце. Белёсый туман начал таять в его лучах. Радуясь свету, солнцу, в лесных зарослях защебетали птицы. Но вот тишину разорвал грохот». Началась артподготовка: первыми по финским позициям ударили армейская и корпусная артиллерия, потом дивизионная. Спустя 40 минут стрелковые цепи поднялись вслед за танками в атаку. Противник отозвался огнём пулемётов и отдельных скорострельных казематных орудий.

286-й стрелковый полк подполковника Петра Фоменко и 19-й Краснознамённый подполковника Василия Полякова одновременно нанесли удар по позиции противника с флангов, а 173-й стрелковый подполковника Ивана Рябко сходу овладел ею в центре. Одной из первых ворвалась в Выборг рота Павла Полевого, отлично действуя в уличных боях и нанося противнику большой урон в живой силе и технике.

Жестокий бой разгорелся за городской железнодорожный вокзал. Дерзко, настойчиво действовали старшины Николай Нестеренко, Антон Николаевич, рядовой Алексей Никифоров. Умело поддерживали стрелков пулемётчики лейтенанта Романа Кодряна. Снайперски разили врага младший сержант Григорий Рябухин, рядовой Абдурахман Джураев. Старший сержант Евдоким Тулин, выдвинувшись с пулемётом во фланг финнам, сорвал контратаку врага. Вскоре вокзал и пристанционные постройки оказались в наших руках.

Успешно действовал полк под командованием Петра Фоменко, особенно отличился батальон майора Фёдора Потапова. Мужество и отвагу проявил капитан Василий Павлов, лично возглавивший атаку при взятии одной из центральных улиц. Отступая, враг взорвал Крепостной мост через Сайменский канал, но это не остановило наших бойцов. Батальоны сходу форсировали его и продолжали преследовать подразделения 20-й финской пехотной бригады. Пришло сообщение из 19-го Краснознамённого полка: «Капитан Дмитрий Филичкин ворвался в крепость [то есть в замок]» [1]. Примерно в 17.30 над замком было поднято красное знамя, а в 17.56 над Выборгом раздался звон церковных колоколов Спасо-Преображенского собора [5].

20 июня 1944 года Выборг стал нашим, в этот же день Николай Григорьевич Лященко был назначен комендантом города.

«Комендант саженного роста»

Утром 21 июня в Выборг прибыли военные корреспонденты Константин Симонов, Всеволод Вишневский и фотокор «Правды» Яков Рюмин. Укладываясь спать, писатели долго шутили по поводу длинного роста Лященко, ноги которого свешивались с кровати чуть ли не до пола. В своей статье, посвященной взятию Выборга и опубликованной в газете «Правда», Вишневский назвал Николая Григорьевича «комендантом саженного роста».

Вскоре пришла радостная весть. Приказом Верховного Главнокомандующего соединениям и частям, отличившимся в боях с немецко-фашистскими захватчиками при прорыве линии Маннергейма и при овладении городом и крепостью Выборг, были присвоены наименования «Выборгские». Этой высокой чести удостоились 19-й (подполковник Василий Поляков), 173-й (подполковник Иван Рябко) и 286-й (подполковник Петр Хоменко) стрелковые полки 90 дивизии. Николаю Лященко было присвоено звание генерал-майора. Войскам, участвовавшим в прорыве линии Маннергейма и во взятии Выборга, приказом Верховного Главнокомандующего от 21 июня 1944 года была объявлена благодарность, и в Москве дан салют двадцатью артиллерийскими залпами.

Постепенно жизнь в городе налаживалась. Части 90-й дивизии несли гарнизонную службу в Выборге. Вскоре поступил приказ о награждении особо отличившихся в ходе боёв на Карельском перешейке солдат, сержантов и офицеров. В дивизии были награждены 403 воина. Комдив Лященко получил орден Ленина. Звания Героя Советского Союза были удостоены сержант Виктор Блохин (посмертно), лейтенант Павел Полевой, капитан Василий Павлов и капитан Сергей Буфетов (посмертно).

Как сложилась жизнь героев

Павел Гордеевич Полевой в 1945 году участвовал в Восточно-Прусской и Восточно-Померанской наступательных операциях. После Победы был командиром роты 173-го стрелкового полка 90-й дивизии. В 1946 году в звании старшего лейтенанта Полевой был уволен в запас. Он вернулся в родную станицу Шкуринскую и работал в колхозе механиком и водителем. Павел Гордеевич скоропостижно скончался 25 января 1960 года. В 2006 году на здании школы № 24 станицы Шкуринской, в которой учился Павел Гордеевич Полевой, была установлена мемориальная доска в память о Герое Советского Союза. В 2015 году имя героя было присвоено средней общеобразовательной школе № 9 на хуторе Красная Поляна Кущёвского района Краснодарского края.

Василий Фёдорович Павлов после войны продолжил службу в Советской Армии. Он был также награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, медалями. Выйдя в запас в 1954 году в звании майора, Василий Фёдорович работал агрономом в посёлке Галицино Московской области. Он скончался 8 декабря 1973 года и был похоронен на Кузьминском кладбище Москвы.

Светлана КУДРЯШОВА

Список источников:
1. Лященко Н.Г. Время выбрало нас. – М.: Воениздат, 1990. – 528 с. – (Серия «Военные мемуары»).
2. Интервью, данные Николаем Григорьевичем Лященко «Военно-историческому журналу» (1995) и газете «Красная Звезда» (2000). )http://voina.com.ru/?p=9 01.09.2019
3. Н.Г. Лященко. Ленинградский треугольник героизма: Кировск – Ропша – Выборг в 1942 -1944 гг. Автор-составитель: профессор Академии военных наук, преподаватель кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Общевойсковой академии ВС РФ полковник В. Милованов.
4. Лященко Н.Г. Годы в шинели. В 3 книгах. – Фрунзе: «Кыргызстан», 1974-1982.
5. Вячеслав Никитин. Выборгский гамбит. ООО «Издательство «Карелико», 2013. С. 52, 71.
Использовано ещё 25 источников.

(Окончание
в следующем выпуске)

Читайте также