Монрепо. Березовая аллея к переправе на Людвигштайн

Монрепо. Березовая аллея к переправе на Людвигштайн
1948
В створе аллеи открывается вид на остров

Во времена Людвига Генриха Николаи остров, который мы сейчас знаем как Людвигштайн, был просто любимым местом хозяина имения. Барон называл его «Мой остров». Вдоль дороги, ведущей к паромной переправе на него, Людвиг посадил березовую аллею. По замыслу Николаи в перспективе аллеи должен был открываться вид на статую Аполлона, установленную на острове.  

Людвиг Генрих хотел быть похороненным в Монрепо, но предназначал для этого район Паульштайна. В 1820 году он и его жена Маргарета умерли один за другим  и были похоронены на городском кладбище Сорвали. В те времена требовалось особое разрешение на захоронение вне стен кладбища. Сын Николаи Пауль в конце концов такого разрешения добился и перезахоронил родителей в склепе на Людвигштайне. С тех пор остров и стал некрополем. А березовая аллея получила роль погребальной. Усопшего проносили по аллее к пирсу и переправляли на пароме по «Стиксу» в «царство Мертвых». Захоронения на Людвигштайне продолжались вплоть до 1943 года, отмечает старший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника Юлия Мошник. Последней здесь была погребена правнучка Людвига Генриха Николаи - София фон дер Пален.

 Березы плохо переносят близость воды. В бытность ЦПКиО аллея пришла в упадок и была вырублена. Когда Монрепо получил статус музея-заповедника, аллею решено было восстановить. Евгений Труфанов, бывший в ту пору директором учреждения, пригласил горожан на посадку берез. Пришедшие имели возможность высадить каждый по дереву. Тогда была восстановлена только половина аллеи. Не все березы прижились, их еще досаживали впоследствии.

Три года назад, когда началась реставрация Монрепо, к уже существовавшим деревьям добавили новые саженцы, таким образом завершив восстановление аллеи. Сейчас, когда уже нет густой листвы, в створе аллеи открывается вид на противоположный берег, красивый и печальный. И вдруг начинаешь понимать, насколько все здесь взаимосвязано и какой глубокий символизм в себе несет.

Главный специалист по парковой реставрации Алексей Лодыгин отмечает, что восстанавливать паромную переправу к Людвигштайну не предполагается. И правильно, это не место для туристических толп. А пирсы и видовые площадки на них приведены в порядок.

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Читать все статьи автора Юлия Подскребаева

Читайте также