Когда-то в Выборге жили купцы Мелентьев и Васильев

Когда-то в Выборге жили купцы Мелентьев и Васильев
1632
Когда-то в Выборге жили купцы Мелентьев и Васильев

Некоторое время назад в редакции раздался телефонный звонок: жительница Новосибирска Наталия СУНЦОВА сказала, что, разыскивая в Интернете сведения о своих предках, некоторые из которых, живших в Выборге, наткнулась на статью о купцах Сергеевых и попросила о помощи.

Гостья из Новосибирска приехала в наш город. Наталия Сунцова – педагог дополнительного образования аэрокосмического лицея – сообщила, что недавно стала победителем конкурса «Лучший педагогический работник Новосибирской области» и выплаченную ей денежную премию решила потратить с пользой для семьи – так она оказалась в Выборге. О том, что ей удалось здесь узнать, Наталия рассказала нашему корреспонденту.

В гости часто заезжал Лев Толстой…

– Любовь к истории у меня с детства. После школы попыталась поступить на исторический факультет – не прошла по конкурсу, и отправилась в торговый институт. Много лет работала ревизором, а потом попала в лицей и окончила уже факультет методики воспитательной работы.

Родословной своей решила заняться года три назад. Разбирая семейные архивы, на одном из снимков увидела деда в военной форме времен Первой мировой войны и бабушку – в одежде сестры милосердия. Естественно, заинтересовалась, стала вспоминать и записывать то, что мне в свое время рассказывали родители. Кстати, бабушка Екатерина часто вспоминала, как работала в тифозном бараке, где кроме холодной мокрой простыни помочь больному было нечем – медикаментов не было. Примечательно, что отец Екатерины, мой прадед, был начальником железнодорожной станции Богоявленская (Тамбовская область).

К ним нередко заезжал Лев Толстой. Екатерина как старшая в семье всегда накрывала стол, раздувала самовар и подавала чай, что ей совершенно не нравилось, потому что эти заботы отвлекали ее от любимого чтения.

Есть у нас и еще одна семейная история… Моя бабушка училась в женской гимназии, и однажды после урока по закону божьему вместе с другими ученицами они подошли к кафедре и окружили священника. Катя встала на цыпочки, чтобы заглянуть в журнал, и в этот момент рядом стоящая девочка ее нечаянно толкнула… Бабушка пошатнулась и задела священника, чего было делать категорически нельзя. Тут же директор гимназии велела ей назавтра явиться с родителями. Катя пришла домой расстроенная: единственный ребенок в семье, который получал хорошее платное образование, и тут такое – просто позор! В этот момент в гостях снова оказался Толстой – ей и без того не очень-то нравилось его чаем поить, а теперь еще и в гимназии неприятности!.. Писатель обратил внимание, что Екатерина в плохом настроении, поинтересовался, в чем дело. Девочка все ему рассказала, и Лев Николаевич посоветовал скрыть от родителей эту историю, а директрисе сказать, что на обратном пути он лично заедет в гимназию. Екатерина так и сделала, на что директор ответила: «Мы тебя прощаем. Не хватало еще, чтобы великий и занятой человек заезжал в гимназию из-за такой невоспитанной девчонки как ты».

Поиски привели в Выборг

– Я знала, что дед по папиной линии, Сергей Шмидт, в 1937 году был расстрелян, – с этого и решила начать поиски. Его свидетельство о рождении удалось отыскать в фонде центрального архива Санкт-Петербурга, для чего пришлось пересмотреть более тысячи документов. К этому времени много дел репрессированных уже было рассекречено, однако попасть в архив ФСБ в Новосибирске оказалось делом нелегким: разрешения ждала два года. Обстановка там, я вам скажу, не из приятных: сидишь, листаешь страницы документов – рядом охранник, да еще и видеокамеры повсюду… А в минуты, когда ты соприкасаешься с прошлым, с историей своей семьи, хочется побыть наедине. Там я и узнала, что Сергей Шмидт рано остался без родителей и некоторое время жил у тетки Софьи Штейбезандт в Выборге. Это было начало 1900-х годов. Правда, есть версия, что дед, оставшись без родителей, воспитывался в сиротском доме княгини Марии Александровны, по другим данным – в семье своего опекуна Георгия Родда (издатель, секретарь евангельского общества).

Любопытный факт: в метриках деда я обнаружила, что его отец, Федор Федорович Шмидт, – лютеранского вероисповедания, а мать –православного. А вот Сергей Шмидт, уже православный и родственник Софьи Штейбезандт, числится его восприемником при крещении.

Сергей служил в Седьмом финляндском полку, был порученцем при штабе, отмечен орденом св. Станислава с бантом и мечами и орденом св. Анны. Женился он в 1914 году, а как мне стало известно, для этого военным необходимо было разрешение командования. Служил дед и в Семеновском полку. Из личного дела я также узнала, что он участвовал в Тамбовском восстании крестьян против власти Советов (1920-1921 годы). Позже на участников мятежа были гонения, видимо, за это он и поплатился в 37-м.

Когда я обратилась в выборгский архив, мне прислали документы, из которых стало известно и о других моих родственниках, живших когда-то в этом городе.

Жена Сергея Шмидта Ксения была дочерью Виктора Васильева, служившего в инженерном управлении Выборгской крепости. В 1891 году он женился на старшей из четырех дочерей выборгского купца Михаила Мелентьева – Антонине.

Позже, работая в выборгском архиве, я обнаружила интересные документы, касающиеся моих родственников, например, прошение Сергея Шмидта на имя директора реального училища о материальной помощи ему как сироте. В архивных документах я нашла информацию о 17-ти жителях Выборга, которые так или иначе являются моими предками. Конечно, очень хотелось бы узнать о их судьбах, чем они занимались, где жили… Похоронены мои родные в Выборге.

В этом городе мне хорошо…

– В прошлом году я привозила лицеистов на олимпиаду в Санкт-Петербург, естественно, не удержалась, чтобы не побывать в городе, где жили мои предки.

Вместе с внучкой мы зашли в одно из туристических агентств и заказали экскурсию по городу по своему маршруту, в который я вписала все адреса Выборга, где когда-то жили или бывали мои родные. Мы увидели реальное училище, в котором учился Сергей Шмидт и женскую гимназию, где училась его будущая жена, побывали в Выборгском замке, посмотрели дом № 11 на Крепостной улице – здесь жил прадед… Кстати, в разных документах упоминаются и другие адреса, так или иначе связанные с нашей семьей: улица Папулаская, Театтеринкату, Вахтиторнинкату, Торккелинкату, Брахенкату.

Гуляя по Выборгу вместе с Наталией, мы заглянули в Выборгское реальное училище (сегодня – политехнический колледж «Александровский»). Надо сказать, что охранник в колледже встретил гостью с некоторой настороженностью: видимо, далеко не многие наши соотечественники так живо интересуются историей своей семьи, что могут из одного конца России приехать в другой только для того, чтобы походить по тем улицам, по которым век назад ходили их отцы и деды. Наталия пояснила, что более 120 лет назад здесь учился ее дед, и она хотела бы посмотреть здание изнутри. Страж порядка, услышав это, сначала растерялся, а затем с иронией переспросил: «Когда вы говорите здесь учились ваши предки? Ах, более 120 лет назад!.. И чего вы хотите?». Когда формальности проникновения в учебное заведение были улажены, Наталия наконец вошла и увидела высокие потолки с арками, просторные аудитории и коридоры. Здание является памятником архитектуры, а потому здесь сохранены исторические интерьеры (правда, послевоенного образца).

– Вы знаете, изучать историю своей семьи очень увлекательно. Один факт цепляется за другой, и выясняются интересные подробности. Теперь я понимаю, почему меня так тянет в Петербург (я ведь приезжаю сюда регулярно на протяжении четверти века). Непередаваемое ощущение: еще вчера ты ничего не знал о своих предках, а сегодня видишь город, в котором они жили, улицы, по которым ходили… В Выборге мне тепло.

Благодаря всем этим поискам, я привела в порядок семейные архивы и уже начала писать книгу, посвященную истории своего рода, начала, конечно, с судьбы Сергея Шмидта. Выборг, разумеется, там будет присутствовать в обязательном порядке.

В этих поисках Наталии помогает старшая внучка, но поддерживает ее вся семья:

– С мужем мы знакомы с детства, много лет он был инспектором ГАИ, затем работал на заводе электриком. У нас двое взрослых детей, они живут рядом, в Новосибирске, дочь – проектный директор в айти-компании, сын – руководитель фирмы по продаже стройматериалов. Старшая внучка с детства увлекается биологией, она студентка отделения биологии Томского университета. Второй внук учится в десятом классе, мечтает стать инженером в космонавтике.

В завершение нашей встречи Наталия заверила, что розыск своих родственников продолжит, ведь у каждого из них удивительная история. Она обращается к нашим читателям с просьбой: если у кого-то в роду были Васильевы, Мелентьевы, Штейбезандт или кто-то располагает информацией о людях с такой фамилией, – откликнитесь. Координаты Наталии – в редакции.

Маргарита ЗАХАРОВА 

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также