Кирха в Приморске раскрывает свои тайны

Нашим читателям уже известно, что конкурс на проект реставрации кирхи в Приморске выиграла петербургская компания «Прайвэт констракшен групп».

Сегодня реставраторы уже предложили вариант эскиза концертно-выставочного комплекса на 350 мест. Напомним, что долгое время в кирхе располагался Приморский Дом культуры. В свое время была сделана перепланировка, в ходе которой большой зал церкви перегородками разделили на несколько помещений, появился и второй этаж. По мнению председателя областного комитета по сохранению культурного наследия Владимира ЦОЯ, перегородки нужно убрать и вернуть памятнику архитектуры изначальный объем. Музейные экспозиции предполагается разместить таким образом, чтобы не загромождать внутреннее пространство, которое может быть использовано для проведения концертов классической музыки.

С 1994 года часть кирхи занимает Приморский краеведческий музей. Его директор Ирина КОЛОТОВА уточняет, что уникальное здание приспособили под Дом культуры еще в 1948 году, а потому, каким оно было ранее, местные жители могли только догадываться:

В 90-е годы к нам стали приезжать из Финляндии гости, жившие когда-то в Койвисто, и мы увидели фотографии, запечатлевшие былое убранство кирхи. Кроме того, из документов сотрудники музея узнали некоторые интересные подробности, например, об органе, подаренном Николаем II и звучавшем здесь когда-то.

Как только два года назад Дом культуры «выехал» из кирхи и здание полностью досталось музею, мы стали мечтать о реставрации. Большой радостью стало то, что по распоряжению губернатора Ленинградской области Александра ДРОЗДЕНКО дело сдвинулось с мертвой точки. И сегодня мы охотно помогаем специалистам в исследовании здания. Предоставили всё, что собрали за долгие годы работы музея: документы, снимки, и даже копии чертежей финского архитектора Йозефа Стенбека (автора проекта), хранившиеся в наших фондах.

В Приморск уже приезжали геологи, которые бурили шурфы вокруг кирхи, археологи исследовали фундамент. В ходе раскопок были обнаружены остатки былых захоронений, что, впрочем, неудивительно, ведь здесь было когда-то старое лютеранское кладбище.

Конечно, в музее за многие годы собран богатый материал по кирхе, но некоторые моменты вызывали вопросы, ответы на некоторые удалось получить только сейчас. Ранее, например, музейщики считали, что двери в кирхе с двойными петлями по задумке автора могли быть без ручек. Но специалисты доказали, что дверные ручки были изначально, но только с внутренней стороны. Кстати, сегодня в музее хранится много того, что может пригодиться при изучении истории здания: старые двери, которые меняли во времена Дома культуры, железо с оригинальными клеймами, покрывавшее кровлю до ее ремонта в 2008 году, несколько дверных ручек и оригинальный кованый замок.

– Эксперты вскрывали полы, стены… Под многочисленными слоями масляной краски удалось обнаружить растительный орнамент. Кстати, по фотографиям, подаренным нам бывшими жителями Койвисто, мы догадывались, что потолочные своды первоначально были украшены растительным орнаментом. И это подтвердилось! Причем оказалось, что на всех арках рисунок разный, а цветовая гамма – красно-оранжевая, – рассказывает Ирина Колотова. – В 30-х годах, уже после смерти Йозефа Стенбека, кирха не раз горела, восстанавливали ее уже другие мастера, не придерживаясь авторских идей, поэтому найти сегодня оригинальную живопись крайне сложно. Специалисты провели пробные раскрытия  послойно, с последующей консервацией каждого слоя. Уже сегодня мы можем показать гостям фрагменты фресок и их первоначальный цвет. Примечательно, что практически каждый второй  наш посетитель интересуется дальнейшей судьбой здания, а бывает у нас ежегодно около десяти тысяч гостей!  

В лютеранских церквях обычно нет икон. Но в данном случае архитектор счел нужным разместить на одну из стен, слева от кирхи, фреску «Тайная вечеря», для чего привлек свою жену – Анну Стенбек. Примерные размеры фрески – три на четыре метра. 

– Конечно, мы давно знаем, где находится фреска, но пока нет возможности раскрыть ее – надеемся, что это произойдет во время реставрации.

По мнению экспертов, фреска требует особого внимания. Владимир Цой на своей страничке в социальных сетях сообщил, что состояние фрески внушает опасения, ее необходимо законсервировать до начала демонтажных и реставрационных работ. Кстати, завтра, 24 апреля, в музее пройдет традиционная конференция «Базаровские чтения», на которую приглашены эксперты, они более подробно расскажут, какой видят кирху в будущем.

Возвращаясь к идее концертно-выставочного комплекса, который должен открыться здесь после реставрации, задаешься вопросом: найдется ли в новых условиях место для краеведческого музея? К сожалению, в эскизах закрытые помещения не предусмотрены, а любой музей – это, прежде всего хранилище фондов. Здание должно жить и привлекать гостей, о нем надо рассказывать, а кто сделает это лучше сотрудников Приморского краеведческого музея, которые на протяжении почти 30 лет изучают кирху и знают все ее секреты?

Маргарита ЗАХАРОВА   

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также