Карисалми – потерянный рай: на станции Гвардейское появился музей семейной истории

Карисалми – потерянный рай: на станции Гвардейское появился музей семейной истории
1140

В старом финском доме на станции Гвардейское появился домашний музей. Здесь можно познакомиться с историей семьи русских немцев Бартольдов, живших когда-то в Карисалми – письмами, дневниками, рисунками, книгами, предметами домашнего обихода.

Организовала музей Юлия ПЛЯШКЕВИЧ – прямой потомок Бартольдов. Её доклад о семейной истории вызвал большой интерес слушателей на последних Губернских чтениях в выборгском Замке. В последние десятилетия заметен интерес публики к маленьким музеям, связанным с частными, локальными историями – людей, бывших усадеб и производств, интересных сооружений. В Ленинградской области их немало. Музей в Гвардейском появился, когда перед Юлией Пляшкевич встал вопрос: что делать с доставшимся ей в наследство семейным архивом?

- Я увлеклась письмами и дневниками своих предков, - рассказывает Юлия Леонардовна, - они были людьми творческими, хорошо излагали свои мысли, смогли через тексты передать образ места, где они жили – станция Карисалми. А по дневникам моей бабушки Лидии, которые она вела в детстве, я установила место, где находился их дом. 

Возвращать фамильное гнездо Юлия Пляшкевич не собиралась. Она поступила иначе – выкупила помещение бывшей железнодорожной казармы, которое входило в комплекс станции Гвардейское и переехала туда вместе с архивом. Именно здесь, решила Юлия, самое подходящее место для семейных артефактов, и организовала домашний музей семейной истории. До бывшей усадьбы Бартольдов отсюда – минут десять пешком. По этой дороге её предки ходили когда-то на станцию за газетами и письмами. Теперь Юлия Леонардовна этим же путём водит гостей, желающих взглянуть на бывшую семейную усадьбу.

Федор Бартольд принадлежал семье обрусевших немцев. С молодости он придерживался социал-революционных взглядов, за что и был отчислен с 4-го курса Петербургского университета и отправлен в ссылку в Новгород. Здесь опальный студент познакомился с будущей супругой Анной Якшиной, которая разделяла его прореволюционные взгляды. Жили Бартольды бедно, но дружно, родили детей – Сергея, Евгения, Володю и Лиду, переезжали из города в город, но всегда придерживались прежних взглядов и круга знакомых. Неожиданное наследство от дяди – банкира Лампе – изменило жизнь Бартольдов: они купили поместье в Карисалми.

В 1912 году, после ссылок и эмиграции, когда семья обосновалась в Карисалми, Федору Бартольду принадлежало расположенное на взгорке деревянное здание на гранитном фундаменте, небольшой домик на берегу озера Лесное и большой участок земли. Как он выглядел раньше, видно на фотографии 1915 года. За столетие здание не раз перестраивалось, сейчас это многоквартирный дом. Но и место, и дом до сих пор узнаваемы.

Музей располагается на крошечной площади 25 квадратных метров. Поскольку места мало и не все экспонаты можно выставить одновременно, помимо постоянной экспозиции, Юлия Пляшкевич организовала временную. Нынешней зимой, например, это история третьей экспедиции в Антарктиду Леонарда Пляшкевича, внука Федора Бартольда, отца Юлии Леонардовны. Основой выставки стали фотографии, радиограммы, письма, камни, привезенные из экспедиции.

- Детям особенно нравится разглядывать и трогать камни, особенно когда они узнают, что они привезены из Антарктиды, - говорит Юлия.

В здании её домашнего музея осталось кое-что финское – печка, деревянные окна и полы, старая станционная скамейка. На ней, шутит Юлия Леонардовна, можно и заночевать, если кто-то из гостей припозднится. Всё остальное – экспонаты. Много книг, фотографии, семейные бытовые предметы столетней давности. Например, уникальная кружевная салфетка, связанная из крапивы Анной Якшиной, женой Федора Бартольда. Стихотворение самого Федора Бартольда, который по воспоминаниям родственников был поэтом, но всё его наследие сгинуло во времени. Сохранившийся образец – шутливая ода 1919 года, написанная по случаю обмена золотых часов на мешок картошки. Несколько фотографий, сделанных в ателье в Выборге. Дневник, который Лидия Федоровна вела, когда семья жила в Карисалми, её книги, переводы с арабского, которыми она пыталась заработать в двадцатые годы.

- Разобраться в архиве мне во многом помог дневник моей бабушки Лидии Фёдоровны Бартольд, который она вела с декабря 1913-го по август 1918-го года, - рассказывает Юлия Пляшкевич. – Известно, что, покидая Карисалми после прихода в Выборг белофиннов, Федор Бартольд оставил доверенному лицу некоторые документы, в том числе дневник любимой дочки Лидочки, а забрать их смог только в 1925 году, когда работал в Торгпредстве в Гельсингфорсе. 

- В этом дневнике – множество подробностей, которые дают понять, как складывалась жизнь в Карисалми, - продолжает Юлия Леонардовна. – Это была дружная, гостеприимная семья, в которой много внимания уделялось духовному воспитанию детей. Кстати, в гостях здесь бывали Екатерина Пешкова и писатель Максим Горький. Много позже, после войны, Лидия Федоровна построила дом под Москвой, в котором родилась и выросла я. Дом с елками, с садом, с животными, с птицами. Она часто вспоминала Карисалми как потерянный рай.

В архиве есть интересные документы, например, рукописный журнал «Зарницы», который вели в 1917 году Лидия Бартольд и её подруга Наташа Смирнова, и журнал «Факел», издаваемый гимназистами, мальчиками. Сохранились юношеские шаржи старшего брата Сергея на друзей и приходящих в дом гостей.

- Сергей мастерски рисовал уже в детстве и позже стал художником, - рассказывает Юлия Пляшкевич, - в экспозиции музея есть его рисунок, на котором изображены люди, играющие в футбол в Выборге. Я часто хожу здесь, узнаю трубы, церковь и понимаю, что на рисунке изображено место где-то рядом с вокзалом.

Тем не менее, работать Сергею приходилось в разных сферах. Он преподавал на кафедре бокса в Московском институте физкультуры и некоторое время трудился в геологических экспедициях в Хибинах, где прекрасно себя чувствовал, несмотря на физически тяжелые условия. Уединение и близость дикой природы не могли усложнить жизнь взрослых людей, детство которых прошло среди скал и дремучих лесов в Карисалми.

Помимо юношеских акварелей Сергея Бартольда сохранились его картина с видом Хибин и девять акварелей в коллекции Российского этнографического музея. Больше повезло Евгению Бартольду, он тоже был художником и в семье его считали имажинистом. Сохранилась 50-метровая панорама Кольского залива, хранящаяся в Мурманском областном краеведческом музее, а в фондах Музейно-выставочного центра «Апатит» - два холста и тринадцать пастелей периода 1936-1937 годов.

Впрочем, из всех детей Федора Бартольда в полном смысле слова повезло только Лидии, которая вышла замуж за инженера Пляшкевича и волею судьбы ушла из цепких лап НКВД. Сергей и Евгений погибли в лагерях, Владимир умер в тюрьме в Златоусте. По иронии судьбы все они погибли примерно в одно и то же время в 1942 году, а реабилитированы в 1989-м.

Юлии Пляшкевич с помощью соседа по посёлку, любителя истории Георгия Богачева удалось издать небольшую, но весьма содержательную книжечку «Семейные истории». В неё вошли мемуарные очерки Надежды Тагеевой, доктора наук, автора нескольких научных трудов, которая долгое время работала в лаборатории под руководством академика В. И. Вернадского. Семьи Тагеевых и Бартольдов были дружны в Карисалми. Надежда Викторовна написала очерки специально для потомков своей близкой подруги Лидочки много позже – в 1974 году. Кроме того, в брошюре содержатся фрагменты неоконченной повести Лидии Бартольд. Они, как элементы пазла, дополняют друг друга, рисуя картины жизни, наполненной любовью, радостью, творчеством, природой.

Юлия Пляшевич подчеркнула: её домашний музей семейной истории не имеет музейного статуса, часов работы и входных билетов. Желающие могут позвонить ей по телефону 8 999 248 16 21 и договориться о встрече в доме 8 на Железнодорожной улице на станции Гвардейское.

Ольга РОГОЗИНА

 

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также