Изразцовые печи дома акционерного общества «Айнола» в Выборге

Изразцовые печи дома акционерного общества «Айнола» в Выборге
747
Андрей Роденков: эта печь фирмы Abo выполнена в стиле неоренессанс

Как уже знают наши читатели, идет подготовка второго издания книги Андрея Роденкова и Константина Лихолата «Изразцовые печи Выборга». На днях Андрей Иванович вновь приезжал в наш город, чтобы увидеть печи, о существовании которых ему ранее не было известно.

На этот раз наш путь лежал на Некрасова, 3. Одну из печей Роденков узнал сразу: он неоднократно видел ее в каталогах завода Abo, который работал в Турку до 1943 года. Но «вживую» она ему нигде не попадалась. Изразцы карамельного цвета выполнены в стиле неоренессанс. Их дизайн разработан в Германии, откуда завод Abo заказывал готовые формы.

А вот белая печь из другой квартиры – большая, квадратная, со следами позолоты – оказалась величиной неизвестной. Роденков отметил только, что это далеко не самый дешевый вариант. Все остальное предстоит выяснять по каталогам. Новыми сведениями будет дополнено второе издание книги.

Атрибутировать эту печь только предстоит

Надо сказать, что в финское время район, в котором расположен дом, назывался Калева, и названия улиц в нем соответствовали именам персонажей эпоса «Калевала». Например, улица Некрасова была улицей Айно – в честь несостоявшейся невесты Вяйнемейнена. Этим и объясняется название акционерного общества, построившего дом в 1904 году – «Айнола». Проектировал это здание в стиле рационалистический модерн архитектор Матти Рупонен, малоизвестный в Выборге.

Наверное, вы обращали внимание, что на флюгере, венчающем маленькую башенку, которой завершается угловой эркер, обозначена дата «1940». Согласно государственной историко-архитектурной экспертизе, проведенной Михаилом Мильчиком в 2016 году, дата на флюгере была перебита с 1904 на 1940 в честь того, что этот дом одним из первых после Зимней войны был подготовлен под жилье для переселенцев. «Выполненные в стиле модерн лестничные ограждения с орнаментом, оконные заполнения лестничных клеток, внутренние двери входного проема, а также входные двери в некоторые квартиры сохранили свой первоначальный облик и благодаря своему оформлению представляют собой художественное единство», – отмечает Мильчик. Кроме того, говорят, что печи, которые мы увидели, в этом доме далеко не единственные и не самые роскошные...

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА 

Читать все статьи автора Юлия Подскребаева

Читайте также

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев