«Добро пожаловать в Москву, Олимпиада…»

«Добро пожаловать в Москву, Олимпиада…»
1262
Ресторан «Север» построили к Олимпийским играм, но открылся он чуть позже

Завтра будет повод в душевной обстановке вспомнить одно из самых значимых событий в истории СССР. 45 лет назад, 19 июля 1980 года, в Москве открылись XXII летние Олимпийские игры. До сих пор считается, что эта были едва ли не самые лучшие соревнования в истории мирового олимпийского движения. 

Помимо столицы Советского Союза, где прошла основная часть Олимпиады, состязания приняли Ленинград, Киев и Минск (матчи предварительного футбольного турнира ), а также  Таллин (парусная регата). Выборг как транзитный железнодорожный и автомобильный пункт на пути из Западной Европы в Страну Советов в определённой степени взял на себя функции витрины передового государства развитого социализма. Само собой, «витрине» уделили самое серьёзное внимание.

Одним из тех, на кого была наложена ответственность за подготовку города к ОИ-80, являлся уже ушедший из жизни Вячеслав Желудков, большой друг нашей газеты. 45 лет назад он занимал должность заместителя председателя Выборгского горисполкома. Вячеслав Алексеевич вспоминал, что из государственного бюджета были выделены значительные суммы на приведение в достойный вид олимпийских городов, к которым в какой-то степени относился и Выборг.

– Предстояло отремонтировать дороги в городе и районе, прежде всего, приграничные участки. Обновить тротуары, обеспечить работу ресторанов и кафе. Разрешили привлекать к работам все городские предприятия. Ход работ контролировал горком КПСС, часто с проверкой приезжали комиссии из области. Были капитально отремонтированы рестораны железнодорожного вокзала, гостиницы «Выборг». Своего рода подарком для жителей в канун Олимпиады стали ресторан «Север» и соседний с ним универмаг, построенные к открытию Олимпиады. Выборгские строители со всем справиться не могли, на помощь пришли ленинградские специалисты.

По словам Вячеслава Желудкова, при возведении ресторана «Север» возникла дискуссия: нужна ли открытая веранда? Директор треста столовых и ресторанов Вячеслав Шабер являлся противником этой идеи, ссылаясь на местные погодные условия. И оказался прав: веранда функционировала только до первых осенних холодов.

Прибывая в Выборг, интуристы почти сразу же становились объектом внимания таможенников. Александр НАТЁРТЫШЕВ, в 1980-м году работавший инспектором оперативно-досмотровой смены Выборгской таможни, характеризовал тот период как очень горячий. И не только из-за летнего зноя.

– Туристы проходили паспортный, таможенный контроль, использовались импортные рентген-установки. Их, как и портативные радиостанции, закупило союзное министерство внешней торговли, к которому мы тогда относились. Был кардинально перестроен технологический цикл на пунктах автопереходов. В течение 40-минутной стоянки поезда из Хельсинки бригада из двух пограничников и двух инспекторов таможни (в т. ч. одна женщина) осматривала состав и проверяла туристов.

По словам Александра Михайловича, представительниц слабого пола в таможне насчитывалось немного, потому привлекали дружинниц с предприятий Выборга. Если требовалось, применяли ручной досмотр с использованием металлодетектора. Некоторые наши досмотровики знали до 12 языков, понятно, в минимальном объёме, самые необходимые фразы.

А вот приехавшие на усиление коллеги из Карелии могли изъясняться только на ломаном английском, который иностранные гости, конечно, не понимали. Но никаких инцидентов за время Олимпиады по таможенной линии не произошло. Физическая, да и психологическая  нагрузка, конечно, была серьёзная. После осмотра поезда приходилось менять белую рубашку: и жарко, и работа напряжённая.

В плотном контакте с таможней и погранслужбой в тот период действовал Комитет госбезопасности СССР. Таможенников больше интересовали запрещённая к ввозу литература, наркотики, чрезмерное количество валюты. Комитетчики были нацелены на обнаружение взрывчатых веществ и взрывных устройств. Хотя подобных прецедентов не произошло, но один трагикомический случай Владимир ВЕКШИН, в год проведения Московской Олимпиады бывший оперативным сотрудником Выборгского отдела КГБ, вспоминает:

– Осматривали багажный вагон поезда из Хельсинки, и внимание собаки, прошедшей специальное обучение, привлёк небольшой пакет, обтянутый мешковиной. Позвонили в Каменку, вызвали сапёров. Поезд задерживать нельзя, а путь из военного городка до Выборга занимает не десять-пятнадцать минут. Я аккуратно взял пакет, вынес из вагона и положил под железобетонные плиты, находившиеся рядом с путями. Когда приехал специалист, оказалось, что в пакете находится колбаса салями, несколько палок…

Владимир Васильевич уверяет, что в дни проведения Олимпиады-80 на улицах Выборга царил абсолютный порядок. Все, кто потенциально мог его нарушить, или, осознавая ситуацию, притихли, или были заблаговременно  вывезены из города.

Сергей КАРСАКОВ

 

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также