Декабристы в Выборге: легенды, тайны, открытия
Музейная выставка о людях, которые изменили Россию
Чтобы поговорить с Любовью Волковой – куратором выставки, посвященной 200-летию восстания декабристов, которая идёт сейчас в научной библиотеке Выборгского объединённого музея-заповедника, пришлось подождать.
Старший научный сотрудник музея, заведующая библиотекой Любовь Геннадьевна, проводила мини-экскурсию для трёх посетителей. Оказалось, они уже бывали в Выборге, но даже не подозревали, что здесь содержались декабристы.
– Такое часто случается?
– Если старшее поколение имеет представление о восстании декабристов, то для сегодняшней молодежи – зачастую это открытие. Наша выставка и, вообще, музейная библиотека сейчас является местом, где люди узнают совершенно новые для себя исторические факты, хотя должны были бы знать их со школы.
– Но согласитесь, что о декабристах не так много пишут, и они, как бы это сказать, не на слуху.
– Так было всегда. Даже в советские годы они были герои лишь отчасти. Музей декабристов ни в те годы в Ленинграде, ни сейчас в Петербурге до сих пор не создан. Зинаида Анатольевна НОВОСЕЛОВА, бывший научный сотрудник, более сорока лет занималась этой темой. Секция декабристов при Музее истории города (в Петропавловке) открылась после многочисленных мытарств и согласований с партийными органами. Одна из витрин выставки посвящена этой теме.
– С чем это связано?
– Ну кто они такие? Заговорщики, члены тайных обществ, которые выступали против действующей власти. Это во все времена, при всех властях оценивалось негативно.
– 200 лет – значительная дата с исторической точки зрения. Невозможно её игнорировать.
– Мощных конференций не было, но какие-то институции отозвались на эту тему. Интересно, что РГИА – Российский Государственный Исторический Архив – еще в самом начале 2025 года, весной, сделал громадную выставку с множеством документов, рукописей, программ заседаний тайных обществ. Но она была почти не зрелищна (да простят меня коллеги) и, в целом, больше для специалистов. Но дата была отмечена! И это событие. Мы же эту дату проигнорировать не можем, потому что Выборгский замок служил местом предварительного заключения участников восстания до принятия следствием окончательного решения по их судьбам.
– Кто содержался в выборгском замке?
– Всего в крепостях Великого княжества Финляндского содержались 27 декабристов и около 700 нижних чинов. Непосредственно с Выборгом оказались связаны Иван Александрович Анненков, Пётр Александрович Муханов, Михаил Сергеевич Лунин, Василий Сергеевич Норов, Александр Андреевич Шторх, Михаил Карлович Кюхельбекер и Александр Николаевич Сутгоф. У Сутгофа в Выборге были родственники, по поводу которых из Следственного комитета были получены специальные указания. Кюхельбекер и Шторх содержались в здании главной гауптвахты (Южный вал, 2), остальные – в замке. Помимо них – 293 человека из нижних чинов.
– Известны воспоминания Ивана Анненкова, о том, что «сидеть в Выборге было довольно сносно», «большой строгости не соблюдалось», а «офицеры собирались в шлосс как на раут». Как содержались декабристы в Выборгском замке?
– Анненков пробыл в Выборгском замке чуть более месяца, затем перевезен в Петропавловскую крепость, осужден и отправлен в Сибирь, куда за ним последовала гражданская жена Полина Гебль. История их любви стала сюжетом фильма «Звезда пленительного счастья».
Что касается ситуации в целом, то были даны достаточно жесткие указания о содержании заключённых, и они соблюдались. Но во многом условия зависели от личных качеств комендантов крепостей и тюрем. Если это был человек опытный, прошедший войну с Наполеоном, знавший, как Суворов, военную жизнь изнутри, тогда и отношение было другое, скажем, более щадящее.
– Широкая публика привыкла к тому, что декабристов показывают с лучшей стороны. Вы какую задачу ставили?
– Историки должны показывать разные стороны явления и человеческих характеров, которые это явление породили. Да, когда декабристы возвращались из Сибири после 20-30-летней ссылки, они поражали современников своими качествами – высокой нравственностью, взаимопомощью. Но среди них были разные люди, которые вели себя по-разному. Такие факты известны. Большую роль играло личное отношение императора к человеку или к его семье. Возьмем, например, поручика Уфимского полка Александра Шторха, который находился на площади со своими солдатами, спрятался с ними от выстрелов в подвале, откуда был извлечен в числе первых арестованных в день восстания, сидел в Выборге с Кюхельбекером, а потом отпущен. Почему отпустили? Настоящей причины никто не знает.
Но его отец, Андрей Карлович Шторх, был воспитателем царских дочерей и учителем Николая I, в 1804 году стал академиком Петербургской Академией наук, когда оттуда уходил в отставку Людвиг Генрих Николаи. К моменту восстания он был уже маститым академиком, а потом и вице-президентом Академии. Отец Шторха считается основателем российской политэкономии, он внёс большой вклад в развитие экономических наук в России. Мог ли он просить за своего сына? Этого мы не знаем, но известен факт, что Александра Шторха даже не включили в список военных преступников. Негласный надзор был установлен, но со временем снят. Никто не препятствовал его карьере, в том же звании он был переведен сначала под Вильманстранд (ныне Лаппеенранту), а затем в Белоруссию. Это один момент, частный. А чтобы понять причины возникновения декабристского движения, разобраться в характерах, оценить последствия, нужно очень глубоко погрузиться в тему.
– Ваша экспозиция такую возможность представляет?
– При желании, конечно. Если я вижу, что посетители проявляют заинтересованность, я провожу подробную экскурсию. У нас для этого есть все возможности. У нас хорошая музейная библиотека. Она комплектовалась так, чтобы можно было получить ответы на очень сложные вопросы. В том числе, рассказывая о декабристах, мы можем отойти от стандарта и узости подачи темы, как это часто делается. Мы постарались показать самые значимые для Выборга исследования, касающиеся декабристов. И все прочее, «околодекабристское», связанное с городом. Это и фильмы, и художественные произведения, и развитие темы финскими историками. Здесь вы можете увидеть, например, статью известного историка Леонида Владимировича ВЫСКОЧКОВА, начинавшего свою научную карьеру в Выборгском краеведческом музее. Он изучал эпоху Николая Первого и на декабристов смотрел с имперской точки зрения. Одна из его замечательных статей начинается со взгляда на декабристское движение как на эпизод борьбы за власть между группировками, которые эту власть хотят заполучить. Это борьба за императорский престол не только между Николаем, Константином Павловичем и вдовствующей императрицей, за которой стояла как немецкая партия, так и только что образованное активное экономическое общество – российско-американская компания, в которой, кстати, декабрист Рылеев играл одну из ведущих ролей. Этот аспект получил некоторое развитие в 1990-е годы и в начале 2000-х. Потом угас.
– На что обращают внимание визуалы, приходя на выставку?
– У есть интересные музейные документы, найденные главным хранителем фондов Наталией ФЁДОРОВОЙ. Хочу заметить, с момента реорганизации музея, когда началось активное изучение фондов, обнаруживается множество замечательных предметов и документов. Вот эти девять документов демонстрируются впервые. Мы поместили их сюда, чтобы показать атмосферу того времени, и они очень привлекают внимание посетителей. Здесь манифест об отречении Великого князя Константина от наследования престола, манифест о принятии Николаем титула Великого князя Финляндского и вступлении на императорский престол. А вот этот, выпущенный в 1824 году, циркуляр позволял в гражданских тюрьмах содержать военных преступников. На основании его декабристы оказались в выборгском шлоссе.
Еще один «атмосферный» документ относится к Выборгскому лазарету – это диеты на шведском для гражданского населения для обычных больных и для ослабленных. Левая колонка – дни недели, которая начинается с воскресенья. Правая – что можно есть. Указывается, что каждому пациенту ежедневно должна была выдаваться буханка белого хлеба.
Среди россыпей декабристской литературы я обнаружила брошюрку рукописной поваренной книги с очень интересными рецептами. Можно узнать, что готовили декабристы, исходя из того минимума продуктов питания, который у них был.
– Появились какие-то новые данные о том, как жили декабристы в Выборге?
– Они появляются, и с этим связаны курьёзные случаи. Посмотрите, вот самый большой экспонат выставки – мраморная доска, которая была торжественно открыта в 1976 году. По этому поводу проходил митинг, всё было очень основательно. Доска висела на стене комендантского дома. Но в 1987 году её сняли, потому что в доме наместника (как он теперь называется) решили сделать выставочное пространство. Обратно повесить не пришлось. Как оказалось, на доске указана некорректная информация. Там написано, что Кюхельбекер содержался в замке, а он сидел на гауптвахте. А вот Норов, который был заключён в замке, на доске вообще не указан.
– Почему стали возможны такие ошибки? Ведь вся информация в архивах была доступна? Или нет?
– Потому что в советское время замок не был объектом целенаправленного научного изучения, и периодически в литературу попадала неверная информация. Например, о том, что в выборгской тюрьме, нынешнем здании фондохранилища, содержался Михаил Митьков. Между тем, его здесь никогда не было, что сегодня точно известно. Или о том, что здесь же, в замке, отбывали наказание нижние чины. Тоже неправда, их поместили в острог, который находился за нынешним памятником Петру I.
Отдельные исследования проводились и до того, как на декабристскую тему обратили внимание музейные сотрудники. Еще в 1959-1960 годах в газете «Выборгский коммунист» была опубликована серия статей о декабристах. Автором их был Михаил Васильев, написавший до того монографию о Северной войне и об осаде Выборга русскими войсками в 1710 году, а также первый путеводитель по городу (1958). Первый его материал был о Михаиле Лунине. Этот декабрист вошёл в анналы российской литературы. Пушкин упоминал его в «Евгении Онегине» и до конца своих дней хранил прядь его волос, срезанных перед отправкой на каторгу. О нём вспоминали в своих произведениях Герцен и Толстой.
– Чем был так замечателен Лунин?
– Это был удивительный человек с ярким характером, авантюрного склада, блестящий гвардеец, который всегда играл с судьбой. У него была возможность легко выйти из этой истории. Он не был участником восстания, и его даже не было в Петербурге в это время. Он, как адъютант, находился в свите Великого князя Константина в Варшаве. Ему намекали, в том числе сам Великий князь Константин, что нужно быстро уезжать из Варшавы в Европу (как это сделал Николай Тургенев, один из активных участников декабристского движения). А Лунин не уехал, его арестовали буквально последним, в апреле двадцать шестого года. Он находился в Выборге дольше всех, почему и его именем назвали улицу. И потом, будучи на поселении в Сибири, он вёл активную переписку с сестрой, оттуда, из Сибири, управлял своим имением, писал памфлеты и возмутительные статьи, буквально «дразнил» власть, за что его посадили в Акатуйскую каторжную тюрьму. Самую по тем временам жестокую по отношению к узникам, и там он загадочно умер, как предполагают, насильственно.
Так вот статья о Лунине была опубликована в 1959 году, в следующем выходили материалы о Кюхельбекере, Норове, Муханове и других. К сожалению, сам автор публикаций «М. Васильев» оказался загадочной персоной. Глубокий знаток выборгской истории, но до сих пор не удалось узнать хоть какие-то детали его биографии. В 1960-м году был снят фильм о декабристах «Северная повесть» по одноименному произведению Константина Паустовского. Почти весь фильм в его исторической части снимали в Выборге.
– Любовь Геннадьевна, как Вы относитесь к декабристам? Зачем всё это было нужно?
– Эти были прекрасные люди с прекрасным образованием и пониманием, как надо обустроить общество. Свою миссию они выполнили. Они показали модель нового устройства общества. Только сделали это локально и радикально в других условиях – в низах общества, лишенные тех возможностей, которые они имели, будучи элитой. Они подняли образование и медицину в Сибири на новый уровень. Они использовали новые способы хозяйствования. Они завели новые отношения на той территории, где находились вынужденно. Они делом доказали правильность своих убеждений.
Ольга РОГОЗИНА
Читать все статьи автора Ольга Рогозина
Читайте также
-
В Выборге прошёл предновогодний Кубок Ленобласти по гиревому спорту
-
Превышая лимит поездок по ЕСПБ, льготники рискуют попасть в «серый» список
-
Традиции и волшебство: конкурс украшения витрин в Выборге
-
В России утверждена Стратегия долголетия до 2030 года
-
В хоккей играют настоящие мужчины…
-
Мост возможностей: ветераны СВО и работодатели Ленобласти
