«Да будет свет, свет, свет. Как будто день, день, день!»

«Да будет свет, свет, свет.  Как будто день, день, день!»
86
Газовый светильник (на переднем плане) соседствует с электрическим фонарём

Межпоселенческая библиотека регулярно проводит краеведческие вечера. На одном из них историк архитектуры Анастасия МЕДВЕДЕВА рассказала о развитии и традициях уличного освещения в нашем городе. Тему своего выступления специалист обозначила как «Свет в городе. К вопросу о регенерации городской среды Выборга в границах исторического поселения: вызовы и возможности».

Вначале заметим, что у Выборга есть разработанный и утверждённый дизайн-код, в котором говорится и о нюансах уличного освещения. Безусловно, должно быть некое продуманное единообразие, но в действительности об этом говорить пока не приходится. Похожая ситуация наблюдается и с уличными указателями, о чём наша газета уже писала ранее. Если обратиться к истории, то, как напомнила Анастасия Медведева, изначально фонари устанавливали с целью осветить дорогу пешеходам, а не транспорту, которого в 19 веке было не так и много. Поэтому логично, что фонари устанавливались вблизи жилых зданий а само освещение было довольно слабым. В 30-е годы прошлого века в Санкт-Петербурге появились газовые фонари, а в Европе, в частности, в Англии, они существовали с 1807 года. Сам же светильный газ изобрели ещё ранее, в 18 веке.

В Выборге газовый завод был открыт в 50-е годы 19 века, раньше, чем в Гельсингфорсе – столице Великого княжества Финляндского. Первые светильники, работающие на газе, установили в ноябре 1860 года. Газовый свет в нашем городе обеспечивало предприятие «Банхольц и Ко». Считается, что оно имело немецкие корни, но Анастасия говорит, что прямых указаний на это обнаружить не удалось. До того светильники работали на конопляном масле, и переход на новый вид топливного питания, отличающийся более мощным освещением, конечно, считался очевидным прогрессом. Фонари или крепились на стены зданий с помощью оригинальных чугунных литых кронштейнов, или размещались на литых же опорах. Газ подавался в светильник по специальному газопроводу (длинной тонкой трубке из железа или свинца), устройство венчал стеклянный, как правило, 4-гранный колпак. Светильная камера снизу была обязательно открыта, на случай взрыва. Высота камеры превышала ширину, что способствовало достаточной вентиляции.

В 19 веке тротуары на выборгских улицах не отличались шириной. Собственно, ситуация не изменилась и сейчас, если иметь в виду средневековую часть нашего города. Поэтому светильники на опорах старались устанавливать не на тротуарах, а рядом с ними. Это обычно относилось к большим пространствам, куда свет от фонарей на кронштейнах просто не мог доходить. На узенькой улице, застроенной по красной линии с обеих сторон, держатели крепили у входа в здания. С приходом эры электричества газовые светильники постепенно сдавали позиции, хотя какое-то время мирно соседствовали с электрическими фонарями. Конечно, их становилось всё меньше и меньше, но вплоть до начала Второй мировой войны они всё же кое-где встречались, хотя, скорее, сохранялись для экзотики. Однако, как замечает Анастасия Медведева, и в наши дни старые газовые светильники можно встретить в европейских столицах – Лондоне, Берлине, Праге. А в городе на Неве есть электрические фонари, прежде работавшие на газе.

Безусловно, светильники, и газовые, и электрические, устанавливались под наблюдением местных властей. Тем не менее, владельцам магазинов, заведений общепита не запрещалось проявлять фантазию и украшать вход в свои заведения фонарями, не обязательно являвшимися точными копиями городских фонарей. Кстати, и в современном Выборге эта тенденция сохранилась. В Старом городе можно увидеть светильники разной формы, порой довольно нелепые, дающие символический свет, но служащие одновременно и напоминанием о прошлом, и приманкой для туристов. Как и газовые светильники, электрические или размещали на опорах, или использовали кронштейны, чтобы прикрепить к стенам домов.

В советскую пору, когда господствовали стандартный подход и типовой принцип, выборгские светильники не поражали дизайном. Исключением могут служить разве что «кремлёвские» фонари, об истории появления которых мы также писали. Напомним, что три фонаря расположены почти друг за другом, вдоль набережной на Южном Валу, от филиала выставочного центра «Эрмитаж – Выборг» в сторону здания бывшего управления Выборгского морского порта. Они удивительно похожи на фонари, установленные в Москве на территории Кремля. Возможно, к нам светильники привезли из Москвы в 50-е годы ХХ века, в период активного восстановления города благодаря связям тогдашнего председателя Выборгского горисполкома Петра Ладанова.

А в конце 80-х годов прошлого века стараниями архитектора Виктора ДМИТРИЕВА на стене здания по улице Водной Заставы был установлен стилизованный светильник. Он не является стопроцентным повторением своих ушедших в историю «собратьев», но сама попытка отчасти передать атмосферу прежнего Выборга заслуживает искреннее уважение. Позже фонарные реплики появились в других местах исторического центра Выборга. Понятно, что кронштейн у них не чугунный, а силуминовый, мало похож на те, что были в финскую пору, но, возможно, здесь есть глубинный смысл. Может, попробовать восстановить на старинных улочках настроение минувшей эпохи, используя для этого не дежурный проект, а взяв за основу светильники 19 века или довоенных годов 20 столетия? В историческом поселении историю необходимо не просто помнить, но и уважать. Другой подход невозможен по определению.

– Для многих Выборг ассоциируется с уютным европейским городом, на улицах которого струится мягкий, тёплый свет. Важно создать стилистически верное освещение, отвечающее настроению и желаниям жителей и туристов, – уверена Анастасия Медведева.  

Сергей КАРСАКОВ

Использованы иллюстрации из доклада Анастасии Медведевой

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также