Братская могила в Петровке под Выборгом приняла еще 85 солдат ВОВ

Братская могила в Петровке под Выборгом приняла еще 85 солдат ВОВ
1404
Фото: Светлана Антюхова-Котовщикова

Работы на местах боёв под Выборгом местные поисковые отряды «Карельский вал», «Озерный», «Звезда», «Фаворит», «ИТМО» и «Энсо», а также их коллеги из Татарстана и Свердловской области вели целый год. Исследовали и топкие болота, и непролазные чащи, и карельские скалы. В итоге еще 85 бойцов спустя 74 года после гибели обрели вечный покой. К сожалению, установить удалось лишь пять имён. Остальные солдаты пока останутся для нас неизвестными...

Сражение при Тали-Ихантала – так теперь называется эта страница военной истории. Ожесточённые бои в этом месте велись в конце июня - начале июля 1944 года. Тали – теперь современный посёлок Пальцево. Не существующая уже сегодня деревня Ихантала располагалась на развилке дороги Светогорск-Каменногорск. За десять дней упорных боёв наши потери здесь составили около девяти тысяч человек. Пять с половиной из них захоронены в братской могиле «Петровка».

Вахта памяти, Выборгский район

Пока поисковые отряды работали в лесах, сотрудники выставочного зала «Выборг – город воинской славы» вели поиски в архивах. В общей сложности за год были установлены имена более 50 красноармейцев, погибших в боях летом 1944 года в этих краях, и до сих пор нигде не увековеченных.

Продолжение спустя 15 лет

В ходе архивной работы были установлены имена членов экипажа Ил-4, найденного отрядом «Поиск» в районе станции Таммисуо ещё в 2003 году. Тогда лётчики были захоронены как безымянные. В прошлом году поисковые отряды «Разведка», «Химик» и «Снежный десант» Гимназии № 139 из Казани, «Кадет» из Набережных Челнов и «Стикс» из Свердловской области дополнительно обследовали место падения и обнаружили еще фрагменты останков экипажа и номер мотора самолета, по которому и смогли установить данные лётчиков.

Самолет Ил-4 с бортовым номером 27 из состава 815-го дальнебомбардировочного авиационного полка 113-й ДБАД не вернулся с боевого задания 3 июля 1944 года. Он был атакован и подбит, упал горящим южнее станции Таммисуо. Из горящего самолета спасся штурман - младший лейтенант Петр Игнатьевич Шевцов. Другие члены экипажа - летчик младший лейтенант Василий Михайлович Прилепский, воздушный стрелок-радист сержант Иван Григорьевич Дикань и стрелок-радист старший сержант технической службы Николай Иванович Потапов - погибли.

Шевцов вернулся из госпиталя в полк; тогда и стали известны подробности рокового финала того боевого задания. Лётчика Прилепского посмертно представили к ордену «Отечественной войны 1 степени». В наградном листе говорилось:

«…3 июля 1944 года при выполнении боевого задания над целью был атакован истребителями противника, и в первом же бою огнем вражеских пулеметов были убиты воздушный стрелок-радист и воздушный стрелок. Прилепский уверенно вел беззащитный самолет на свою территорию. При второй атаке было перебито управление самолетом. ...приказал штурману выбросится на парашюте, сам погиб вместе с самолетом».

Специалистам Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы» удалось найти в Иркутске племянницу лётчика Ирину Станиславовну Прилепскую. Она вспоминает:

...Бабушка получила извещение о том, что Василий пропал без вести под Ленинградом. Теплилась надежда, что сын жив и вернется. Но годы унесли надежду.

Известно, что Василий не был женат.

Василий Прилепский. Вахта памяти, Выборгский район

Портрет лётчика Василия Прилепского бережно хранился в семейном архиве

В поисковой работе случается всякое

Ещё одно имя - на счету поискового отряда университета «ИТМО», обнаружившего среди останков ложку с инициалами "С.М.И.". Дата гибели и место первоначального захоронения совпали с данными красноармейца Михаила Ивановича Соловьева 1926 года рождения. Стрелок 941 стрелкового полка 265 стрелковой дивизии погиб 23 июня 1944 года юго-восточнее станции Карисалми. Ему было 18, он попал в последний военный призыв...

Вахта памяти, Выборгский район

На митинг прибыли каменногорские школьники и активисты молодёжного совета

Шимана Киршинберга поисковики опознали по сохранившемуся заполненному солдатскому медальону. Оказалось, что он уже увековечен на Петровке на той самой гранитной плите, на которую ежегодно в канун 9 мая по обращению родственников в военкомат или данным поисковых операций вписывают новые имена. Остаётся только узнать, кто же обращался в военкомат? Ведь в донесении о безвозвратных потерях указано, что у Шимана Киршинберга родных нет, а в медальоне значится женское имя...

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также