Берёзовское-Бьёрке-Койвисто-Приморск

Берёзовское-Бьёрке-Койвисто-Приморск
389
Берёзовское-Бьёрке-Койвисто-Приморск Берёзовское-Бьёрке-Койвисто-Приморск

Из истории города

Принято решение о строительстве в Приморске нового порта. Что же исторически представляет собой эта территория? Сегодня мы хотим предложить вниманию читателей продолжение статьи, подготовленной по материалам справки научных сотрудников Выборгского музея-заповедника. В тексте использовались публикации исследователей Е. Балашова, И.Колотовой, И. Лапина, Д. Хрусталева, М. Энгмана, а также материалы сайта Приморского краеведческого музея и ЛОГАВ.

(Начало в № 59)

Лодки, катера и яхты

На побережье Койвисто было множество причалов, куда приставали лодки, катера, яхты. Отсюда морским транспортом можно было добраться до любого из островов Березового архипелага, а также в Выборг, Уурас (Высоцк), Ремпетти (Глебычево) и, конечно, в Петербург. Перевозками в Койвисто занималось несколько пароходных компаний. Конкуренция между ними была очень большой, так что было несколько десятков рейсов и интервалы между ними были небольшими. С интервалом в четверть часа отходили суда на Выборг или ближайшие острова. Таким образом, удобная гавань, защищенная островами, рядом с оживленным торговым путем в Петербург, способствовала тому, что в 1896 г. в Койвисто началось строительство государственного порта, ставшего позднее – в период независимости – вторым портом Финляндии. Превращению Койвисто в крупный транспортный узел способствовало строительство в 1916 г. железной дороги Койвисто‒Терийоки (Зеленогорск).

После Октябрьской революции советское правительство 31 декабря 1917 г. признало политическую независимость Финляндии. Граница между новыми государствами была установлена таким образом, что Койвисто остался в составе Финляндии и продолжил развиваться как значимый морской порт и важный транспортный узел страны. В 1924 г. на средства из государственного бюджета было построено две пристани: главная каменная и деревянная. Остальные грузовые причалы построили частные фирмы, например, АО «Питкяранта». В 1925 г. была построена железная дорога, связавшая Койвисто с Выборгом. Первоначально порт находился в распоряжении управления железных дорог, но в 1927 г. он перешел в управление по мореходству. По предложению государственного портового комитета его площадь была расширена, и были проведены насыпные работы, облегчающую погрузку пиломатериалов. Также в порту был назначен капитан порта и установлен порядок его работы.

Порт, спа-центр и казино

Порт стал центром, вокруг которого сосредоточилось развитие поселка Койвисто. Огромный объем экспорта леса и пиломатериалов из ладожской Карелии и со всего Карельского перешейка, а также импорт каменного угля и товаров различных промышленных предприятий обслуживался местным портом. Соответственно этому поселок Койвисто развивался чрезвычайно динамично. В 1930-е гг. здесь работали железнодорожный и автобусный вокзалы, телеграфная станция, почта, таможня, полиция, лоцманская станция, аптека и больница, гимназия, две народные школы, правление сельской общины, культурно-досуговый центр, управление коммунального хозяйства, Сберегательный (Säästöpankki) и Народный акционерный (Kansallis Osake Pankki) банки, винно-водочная компания, консервный завод, несколько лесопилок, рестораны, кафе и множество магазинов – хлебный, мясной, рыбный, кондитерский, шляпный и текстильный, промтоварный магазин и магазин готовой одежды, торговые залы в районе вокзала. Кроме того, активно рекламировал свою деятельность Koiviston merikylpylä – Койвистовский морской «спа-центр» («сотни метров прекрасного песчаного пляжа, чистая, прозрачная и теплая вода»), были и другие характерные для развивающегося морского портового местечка заведения (например, казино), что позволяло местным газетам объявлять об открытии «Новой Ривьеры» на Карельском перешейке.

Поселок занимал площадь 24 кв. км, а численность населения с 1924 по 1939 гг. возросла с 1234 до 2500 человек. Центром поселка была старая торговая площадь, от которой расходились дороги. Площадь располагалась перед церковью, построенной из серого гранита в 1904 г., сама же церковь стояла на Кирккониеми – Церковном мысу. Это было выдающееся во всех смыслах сооружение, хорошо видное с моря и поражавшее всех путешественников своей фундаментальностью.

Церковная история

Церковная история Бьёрке/Койвисто прослеживается, по крайней мере, с 1575 г. К этому времени Койвисто был самостоятельным приходом. Всего в его истории известно шесть церквей. Первые три строились на островах, в частности, третья церковь, стоявшая на острове Кирккосаари («Церковный», сейчас Большой Березовый), которая погибла в 1706 г. во время Северной войны. Четвертая церковь была построена уже на материке, как и все последующие – на мысе Кирккониеми (ныне мыс Светлый). Она существовала в первой половине XVIII в. В 1763 г. была освящена пятая деревянная крестообразная кирха прихода Бьёрке (Койвисто), а через 12 лет в отдалении от храма была построена колокольня. Завершение строительства и ее убранство заняли несколько лет. Эта кирха была осмолена снаружи и окрашена изнутри. Позднее в ней были построены балконы. В 1777 г. кирху посетил шведский король Густав III, направлявшийся под именем графа Готландского в Петербург для встречи с Екатериной II. В память об этом посещении им были присланы из Стокгольма золотые потир и грааль, сделанные ювелиром Андерсом Цахоуном. Позже, в 1884 г., Койвисто посетили император Александр III и императрица Мария Федоровна. Они подарили кирхе новую люстру.

К концу XIX в. кирха стала тесной для увеличивавшегося населения прихода, и в 1900 г. началось проектирование нового здания. Старая кирха некоторое время пустовала, пока в 1911 г. не была продана и перевезена в Выборг. Весь процесс установки приморской кирхи в Выборге в районе Талликала (совр. ул. Приморская). Старая же колокольня осталась стоять и погибла только в 1941 г.

…И построили новую кирху

Проект новой кирхи Койвисто (Св. Марии Магдалины) был предложен и разработан архитектором Йозефом Стенбеком (1854‒1929), он же был и подрядчиком работ. Здание построили за три года 1902‒1904, его стены были сложены из местного гранита рапакиви и украшены мелкозернистым гранитом из Мууруэ (что в 4 милях от Куопио); крыша выполнена из рейнского кирпича; ее венчают три медных шпиля; входные двери из дуба, а внутреннее оформление из лакированной сосны с украшениями из кованого железа и медной чеканки. В кирхе было 1500 сидячих мест. Интерьеры были стилистически едины с внешним обликом. На боковой стене церковного зала художница Анна Стенбек (1862‒1949), жена архитектора, написала фреску «Тайная вечеря» − копию с работы художника Эдуарда фон Гербхардта (1838‒1925).

В 1905 г. церковь посетили император Николай II и императрица Александра Федоровна. Император подарил церкви 22500 марок на покупку органа. Установленный вскоре орган имел 31 регистр и был изготовлен на заводе «Kangasala». Фасад органа также был выполнен по эскизу Стенбека и был украшен медной чеканкой, изображавшей сцены охоты – в память того, что именно во время охотничьей поездки император и посетил церковь. В 1928 г. в окне западного фасада известный финский художник Леннарт Рафаэль Сегерстроле (1892‒1975) выполнил витраж, изображавший явление Христа Марии Магдалине. Сегерстроле также создал проект нового алтаря. Алтарь и витраж были открыты одновременно. В 1938 г. церковь ремонтировалась. В ходе ремонта кафедра была украшена скульптурой «Добрый пастырь», которую подарил церкви Микко Хови (1879‒1962), автор скульптуры «Юный рыбак», установленной в Выборге. Тогда же художник Лаури Иеремия Вялке (1895‒1970) выполнил для южного окна эскиз витража, изображавшего апостолов Петра и Павла.

Вместо органа – кинобудка

Мирная жизнь процветающего поселка на побережье Балтийского моря закончилась в 1939 г. В ходе советско-финляндской войны 1939−1940 гг., продолжавшейся 105 дней, в Койвисто вступили советские войска. Бои были жестокими и кровопролитными. Каждые 9 из 10 домов были разрушены: оставались остовы труб, куски колючей проволоки, везде хаос и разруха. По заключённому 12 марта 1940 г. миру с Финляндией Койвисто был включен в состав Советского Союза, повышен в статусе – стал советским городом, районным центром Ленинградской области. Сюда приехали жители из Кировской, Вологодской, Псковской, Новгородской, Ярославской и Ленинградской областей. В бывшей кирхе был устроен кинотеатр. Орган бесследно исчез, вместо него была смонтирована кинобудка. Витражи пострадали, но в целом сохранялись до возвращения в Койвисто финского населения в 1941 г. Во время советско-финляндской войны 1941‒1944 гг. рядом с кирхой было устроено воинское кладбище. 16−18 июня 1944 г. Койвисто в ходе Выборгской наступательной операции был взят советскими войсками. Мирного населения в городе не было, поскольку коренные жители (преимущественно финны), вернувшиеся в город на несколько лет, были эвакуированы перед приближением Красной армии. Абсолютно пустой город стал вновь заселяться советскими переселенцами. Началось восстановление, а затем и строительство города Койвисто. В кирхе был открыт дом культуры (при этом все витражи были уничтожены, огромные световые окна заложены кирпичом и зашиты железом). Позднее, в 1996 г., в малом зале ДК разместился краеведческий музей.

(Продолжение в следующем номере)

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев