О Выборге на трех языках в каталоге «Фотографическая память»

О Выборге на трех языках в каталоге «Фотографическая память»
783
Выход каталога был приурочен к открытию выставки в Лаппеенранте

Отмечающий в этом году свое шестидесятилетие Выборгский объединенный музей-заповедник (проще говоря, всем известный музей Выборгского замка) в последнее время переживает новый расцвет. Ведутся масштабные археологические и реставрационные работы, музею переданы новые объекты (в частности, недавно принято решение о передаче ему руин бывшей церкви доминиканского монастыря), создаются новые и обновляются старые экспозиции. Активизировалась и вышла на новый уровень издательская деятельность: за последние несколько лет выпущен целый ряд интересных книг. Об одной из них и пойдет речь.

Осенью 2018 года в музее открылась выставка «Фотографическая память. Выборг на фотографиях 1940-1960-х годов», на которой было представлено большое количество фотографий, хранящихся в фондах. В этом году выставка переехала в Лаппеенранту, в Музей Южной Карелии. Но вмешался коронавирус, и вернисаж в Финляндии прошел «за закрытыми дверями». Однако каталог, издание которого было приурочено как раз к проведению выставки в Лаппеенранте, увидел свет и теперь доступен и российским, и финским читателям. Примечательно, что это лишь второй печатный каталог за всю историю музея и первый, целиком подготовленный силами его сотрудников.

Рассматривая представленные на страницах каталога фотографии (и, кстати, получая удовольствие от отменного полиграфического исполнения альбома), нужно помнить обстоятельства исторической судьбы Выборга. Советские переселенцы обживали и восстанавливали город, полностью лишившийся своего прежнего населения. К тому же и устройство городского хозяйства, и архитектурная среда Выборга сильно отличались от привычных им по опыту жизни в советских городах. «Выборг трудно поддавался советизации», – замечают составители каталога. Представленные в нем фотографии наглядно показывают, как уклад жизни новых горожан наслаивался на прежнюю городскую среду, трансформируя ее и меняя облик города. Но этот процесс шел в обе стороны, и постепенно новые обитатели Выборга превращались из переселенцев в жителей: как отмечено в предисловии к изданию, «можно сказать, что образ «старого уютного» города есть не только в финской памяти о довоенном Viipuri, но и в памяти первых советских жителей Выборга послевоенного».

И тут уместно сделать небольшое отступление о судьбе выборгской исторической памяти. Советским переселенцам история довоенного Выборга была известна лишь в самых общих чертах, да к тому же проступала она через призму идеологических установок тех лет. Прошлое города долго оставалось настоящей terra incognita. В свою очередь такой же неизведанной страной оказывается для финских ревнителей истории Выборга его советский период. Впрочем, и для российского читателя советское прошлое города полно белых пятен (хотя этот период в последние годы активно изучается целым рядом историков). Поэтому неоспоримым достоинством каталога является то, что кроме комментариев к собственно фотографиям его разделы снабжены историческими очерками. Ознакомившись с ними, можно составить вполне целостное представление о том, как велось восстановление Выборга в первые послевоенные годы, как начиналось новое строительство. Отдельные разделы посвящены судьбе памятников архитектуры, благоуст- ройству, транспорту, культурной жизни города. Нужно добавить, что текстовая часть каталога представлена на трех языках: русском, финском и английском.

Интересно сопоставлять новоизданный каталог с вышедшим в 1954 году в Финляндии альбомом «Viipuri tänään» («Выборг сегодня»). Каждое из этих изданий привлекательно по-своему: альбом 1954 года дает обширный одномоментый срез (все фотографии, представленные там, были сделаны во время одной поездки), «Фотографическая память» же позволяет увидеть историческую динамику выборгского городского ландшафта.

Всего в альбоме представлены 112 фотографий, поступивших в коллекцию музея, главным образом, из личных архивов. К достоинствам справочного аппарата издания следует отнести сделанную привязку этих снимков к карте города. Нужно упомянуть и приведенную в конце книги библиографию книг и статей по истории Выборга первых послевоенных десятилетий.

В целом же можно с уверенностью сказать, что издание будет интересно не только интересующимся историей Выборга, но и всем, кому интересен период 1940-х – 1960-х годов.

Илья ЛАПИН, краевед, автор проекта Ristikivi.spb.ru

Читайте также

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев