… И камни возопиют

… И камни возопиют
1150
Алла Матвиенко, Любовь Волкова и Надежда Пахомова на открытии мемориальной доски: мы сделали это!

Имя Алексея Денисова-Уральского вряд ли знакомо жителям Каннельярви. Между тем, памятная доска всего честь недавно появилась на стене каннельярвского железнодорожного вокзала. Расскажем, почему.

Знаменитый художник и камнерез последние годы своей жизни провел именно здесь. Однако не осталось никаких следов ни от большой усадьбы, ни от коллекции, которую создавал Денисов-Уральский. Казалось, время стерло все материальные следы его пребывания на выборгской земле. Но собрались в одну команду три женщины и не только нашли информацию, но и добились установки памятной доски. Они – это выборгские краеведы Алла МАТВИЕНКО и Любовь ВОЛКОВА и Почетный президент екатеринбургского Музея истории камнерезного и ювелирного искусства Надежда ПАХОМОВА.

Гостей, приехавших на церемонию, то поливал дождь, то озаряло холодное августовское солнце, но никто не торопился покидать встречу, которую иначе как значимой не назовешь. Результатом двух лет исследований стало определение точных годов рождения и смерти художника – 1863-й и 1930-й соответственно, а также других, ранее неизвестных, фактов его жизни. Как сказала старший научный сотрудник Выборгского музея Любовь Волкова: вся вновь обнаруженная информация подтверждена документально и впервые вводится в научный оборот, чем особенно ценна.

Алексей Козьмич Денисов-Уральский

На открытие памятной доски приехали исследователь творчества Фаберже, историк русского ювелирного искусства Валентин Васильевич СКУРЛОВ; искусствовед, сотрудник Пермской художественной галереи, где хранится самая крупная коллекция произведений Денисова-Уральского, Александра Ивановна ПЕСТОВА; потомки художника – Юрий и Елена МИКЛАШЕВСКИЕ. Но главное внимание было приковано к троице упорных исследовательниц. Благодаря им впервые в российской истории была установлена памятная доска в честь художника, которого специалисты сравнивают по значимости с Карлом Фаберже.

Как уральский художник трёх дам соединил

Уточним, что не было никакого специального заказного проекта, просто так получилось, что интересы трех разных человек замкнулись в одной точке. Как сказала Алла Матвиенко: «Два года назад мы взялись за руки и побежали в одну сторону. Мы плакали, мы расстраивались, но сегодня мы понимаем, что наши расстройства того стоили».

Но фактически история началась в 2009 году, когда Эрмитаж привёз в Екатеринбург выставку восточной филиграни, а катализатором её стала Надежда Пахомова.

- На открытие выставки приехал не Борис Пиотровский, а его заместитель Юрий Матвеев, - вспоминает Надежда Петровна. - Когда я ему показывала достопримечательности, то без конца говорила о Денисове-Уральском и просила найти информацию о его последних годах жизни в Выборгской губернии. Подарила книгу и забыла.

Матвеев, в свою очередь, связался с Аллой Ивановной.

- Поскольку в интернете было написано, что Денисов-Уральский жил в Уусикиркко, я обратилась к краеведу Борису Шуйскому, который изучал Поляны, - рассказывает Алла Матвиенко. - Потом написала уроженцам Уусикиркко, ныне гражданам Финляндии. Если у человека была мастерская, где он делал рельефную картину Урала четырёх метров в длину, не может быть, что она куда-то исчезла без следа! Затем я обратилась к краеведу Евгению БАЛАШОВУ, который в то время занимался подушными списками жителей Выборгской губернии, в том числе в Полянах. Он нашёл в списках деревни КАННЕЛЬЯРВИ Алексея Козьмича Денисова и его жену Александру Николаевну Березовскую. Это была первая отправная точка, которую подарил Евгений Балашов. И тогда впервые прозвучало название этого места – Хётёмяки. Это кусочек Каннельярви, там, где сейчас песчаный карьер.

Кайзер Вильгельм верхом на свинье. Работа из серии «Аллегорические фигуры воюющих держав»

Надежда Пахомова всю жизнь проработала в ювелирной отрасли в Свердловске, ныне Екатеринбурге, значительный отрезок – в созданном ею же Музее истории камнерезного и ювелирного искусства. Именно она была инициатором конкурса имени Алексея Козьмича Денисова-Уральского «Металл, камень, идея» для ювелиров, камнерезов и огранщиков. Даже оставив директорскую должность в музее и перейдя в почетную ипостась президента, она держала в голове, что знаменитый уралец последние годы своей жизни провел где-то под Выборгом в неизвестном Уусикиркко и надо бы выяснить, что это за место такое. Поэтому приехав в августе 2023 года в Выборг и оказавшись на экскурсии в замке, она пошла в библиотеку.

Вспоминает Любовь Волкова: «Однажды к нам зашла дама и говорит, что у нее через пять минус автобус, спрашивает, есть у нас что-нибудь по Денисову-Уральскому? Я вспомнила про Аллу Ивановну, состоялся обмен телефонами, и я подумала, что на этом моя роль закончилась. Через некоторое время пришла Алла Ивановна и дала мне книгу о Денисове-Уральском».

   Алексей Денисов-Уральский, «Лесная чаща», 1899 год. Из коллекции ЕМИИ

Доверяй, но проверяй

Тогда-то и началась совместная бурная работа, о которой Алла Ивановна сказала: факты посыпались как из рога изобилия. Но факты появлялись не сами по себе. К тому времени о Денисове-Уральском было написано много статей в специализированных изданиях, издана книга Светланы Семёновой с обширными исследованиями.

- Многие публикации не были строго документальными, некоторые эпизоды были похожи на художественный вымысел, - говорит Алла Матвиенко. – Например, ходит легенда о том, что Денисов-Уральский, узнав, что в Уусикиркко прибывает поезд с делегацией из России, схватил малахитовую лампу и побежал на станцию. Мы пытались понять, мог ли он пробежать с лампой несколько километров.

Этот вопрос спорный, а вот «новый» год смерти Денисова-Уральского – не 1926-й, как считалось ранее, а 1930-й – подтверждается фактами.   

- Надежда Петровна в Екатеринбурге общалась с уважаемыми искусствоведами, которые давно изучают жизнь и творчество Денисова -Уральского, - вспоминает Любовь Геннадьевна. - Но никому из них не приходило в голову детально проверять факты его биографии, ибо все внимание сосредотачивалось на анализе художественных произведений. Мне удалось найти два библиографических справочника, в которых в списках источников были указаны некрологи. В частности, в двухтомном справочнике Олега ЛЕЙКИНДА и Дмитрия СЕВЕРЮХИНА «Художники русского зарубежья» есть статья о Денисове-Уральском, где указана дата его смерти – 1926-й. Между тем, ссылки к статье даны на газеты 1930 года. Очевидно, авторы не обратили внимание на это несоответствие. Для нас это было сигналом. В Национальной библиотеке в Хельсинки удалось найти берлинскую русскую эмигрантскую газету «Руль» за июль 1930 года, где был опубликован совсем маленький некролог. Хабаровских коллег мы просили найти китайские русские эмигрантские газеты. Они обнаружили газету «Заря», которую никто никогда не упоминал. В июльском номере за 1930 год был опубликован развёрнутый некролог о смерти Денисова-Уральского с оценкой его деятельности: что он был великий художник, очень яркий и талантливый, занимался просветительской деятельностью и последние годы жизни провёл в состоянии душевной болезни. Это было настоящее чудо, подтвердившее нашу версию.  

 Некролог из газеты «Заря» подтверждает год смерти Денисова-Уральского.

Денисов-Уральский – кто он?

Ирония судьбы: имя Фаберже гремит во всём мире, а вот Денисов-Уральский знаком по большей части специалистам и людям, так или иначе причастным к камнерезному и ювелирному искусству. И, конечно, екатеринбуржцам, ведь именно там его корни. Между тем, ни талантом, ни размахом деятельности уральский мастер не уступал придворному ювелиру. 

Потомственный резчик по твердому камню, выпускник Рисовальной школы при Императорском обществе поощрения художеств, талантливый художник-пейзажист, участник российских и зарубежных выставок, пропагандист родного края, меценат и удачливый предприниматель – всё это о нём. В 1900 году 37-летний Алексей Денисов по примеру своего друга Мамина-Сибиряка берёт приставку Уральский к своей фамилии, подчёркивая таким образом основной вектор своей деятельности. Везде, где можно, он продвигает уральскую природу, уральское мастерство, уральские камни. Помимо наборных картин, насыпных икон, минеральных горок, он изготавливает популярный среди состоятельных людей того времени ассортимент – письменные приборы, шкатулки, рамки для фотографий, анималистические фигурки и сложную блокированную скульптуру или, иначе говоря, объемную мозаику, по уровню не уступающую работам мастерской Фаберже.

В начале 1900-х годов Денисов-Уральский открыл собственное горнопромышленное агентство в Санкт-Петербурге. Его представительство и магазин располагались поначалу на Мойке, 42, в доме Нобелей, а затем на Большой Морской, 27, в доме Лидвалей, наискосок от магазина Фаберже. Как рассказал Валентин Скурлов, по некоторым сведениям, Денисов-Уральский в те годы владел двумя копями, где добывались аквамарины и александриты, и был монополистом в некоторых видах камней.    

Вершиной творчества Денисова-Уральского считают «Аллегорическую серию воюющих держав» - коллекцию блокированной скульптуры, показанную на выставке 5 марта 1916 года. В качестве эпиграфа художник взял цитату из Евангелия от Луки: «И камни возопиют». Скульптуры изображали участников Первой мировой войны, причём противники России были показаны в остром шаржированном виде. Это был первый случай, когда злободневная социальная тема подсказала сюжеты и образы для произведений декоративно-прикладного искусства. Художник прибегнул к газетному карикатурному стилю, используя камни в качестве изобразительного материала. Интересно, что эпизод открытия выставки включён в роман Ивана Ефремова «Лезвие бритвы». Вся коллекция состояла из четырнадцати предметов, к настоящему времени три утеряны, двенадцать хранятся в Пермской художественной галерее.

- Традиции, заложенные Денисовым-Уральским более ста лет назад, успешно развиваются екатеринбургской школой камнерезного искусства. Между тем, его творчество явно недооценено, - выразила свое мнение искусствовед, сотрудник Пермской галереи Александра ПЕСТОВА. –Мне не раз приходилось посылать его работы на различные выставки. Самой показательной была экспозиция в Брюсселе в 2005 году, где произведения Денисова-Уральского выставлялись вместе с работами мастерской Фаберже и было очевидно, насколько они талантливы.

Новое время

Пришел 1917 год, и стало ясно, что Петроград – не подходящее место для искусства. С помощью своего друга, пермского купца Мешкова, Денисов-Уральский из Петрограда отправляет часть своей огромной коллекции на родину, в Екатеринбург.

- Стоит добавить, что в Каннельярви Алексей Козьмич имел склад, где хранились минералы, его работы из камня и картины, - продолжает Любовь Волкова. – Светлана Семёнова описывает почти детективную историю: он выкупил 52 места в железнодорожном составе и смог погрузить свою коллекцию, чтобы отправить её в Советскую Россию.

В 1920-х годах коллекция Денисова-Уральского стала частью собрания Пермского университета, позже работы были переданы в Пермскую художественную галерею. Из нескольких тысяч предметов до нашего времени дошла лишь часть.

И если участь наполовину утерянной коллекции была печальна, то судьба самого художника – трагична. Как многие состоятельные люди того времени, Денисовы имели дачу на Карельском перешейке, в волости Уусикиркко. Выбор места, скорее всего, был сделан супругой Алексея Козьмича. Александра Николаевна Березовская была уроженкой Великого княжества Финляндского. Кстати, эта информация была впервые обнаружена Юрием Миклашевским, супруга которого – правнучатая племянница Алексея Козьмича Денисова-Уральского.

Нам пришлось существенно проработать административную историю волости Уусикиркко Выборгской губернии, - рассказывает Любовь Геннадьевна. - Выяснилось, что поместье Денисовых на самом деле располагалось в Каннельярви, в двух верстах от железнодорожной станции на самом высоком холме в округе высотой 118 метров.

 - Осенью 2023 года выборгский экскурсовод Андрей РАССАДОВСКИЙ отвез нас на место, где была усадьба, - вспоминает Надежда Пахомова. – К сожалению, от поместья не осталось ровным счётом ничего. Дома, мастерская художника, башня на холме, с которой можно было обозревать окрестности – всё исчезло.

Денисовы переехали на дачу в 1918 году. Политическая ситуация в те годы стремительно менялась. Финляндия получила независимость, закончилась короткая, но кровопролитная Гражданская война. В какой-то момент семья оказалась на территории чужого государства, где жизненные условия оказались не столь благоприятными, как раньше. Известно, что поначалу Алексей Козьмич, впечатлённый местной природой, много работал над картинами, пытался осуществлять какую-то предпринимательскую деятельность. У него в собственности была земля перед железнодорожной станцией, где можно было принимать грузы. Свою последнюю в жизни выставку для местной публики, по словам Аллы Матвиенко, он провел именно в Каннельярви в июле 1920 года, о чём было дано объявление в русскоязычной газете «Новая жизнь». Выставка, посвященная родному Уралу, работала 10 дней бесплатно, хозяин сам принимал гостей и рассказывал об экспонатах.

Но время шло, а попытки вернуться домой, в Екатеринбург, чего Денисов-Уральский страстно желал, не увенчались успехом. По неизвестным причинам ему отказывали, и художник постепенно впадал в депрессию. Как он сам сообщал в письме Дмитрию Удинцеву, племяннику Мамина-Сибиряка, «… я жив, сыт, но не совсем здоров… потрясена нервная система, вместе с сердцем пострадала память». А уже через два года супруга художника сообщает академику Ферсману: «… здесь, в глухом лесу, без людей, без знания местного языка мы (в особенности А.К.) стали дичать, утрачивать дар речи и даже память». Эти цитаты приводила в своих публикациях Светлана Семенова. В итоге Алексей Козьмич был помещён в психиатрическую больницу Выборга, где и скончался.

Всем – спасибо!

- Когда зашла речь о мемориальной доске, я сказала, что она должна быть именно здесь, - вспоминает Алла Матвиенко, - поскольку Денисов-Уральский так или иначе бывал на станции: он не раз приезжал из Петрограда на дачу, а потом приходил сюда по делам.

Любовь Волкова принесла на встречу целую папку документов, которые пришлось оформить, чтобы получить разрешение, необходимое для размещения мемориальной доски. Среди них, в том числе, документы, подтверждающие родство Миклашевских с Денисовыми (Уральскими).

За два года к условному проекту «Денисов-Уральский в Выборгской губернии» присоединились почти 40 человек. Директор выборгского музея Валентин БЕЛОУСОВ как официальное лицо взял на себя общение с РЖД. Сотрудница одной из дирекций РЖД Виктория СТУПНИКОВА помогала пройти все подводные камни переписки. Выборгские краеведы и экскурсоводы, петербургские скульпторы Сергей ФАЛЬКИН и Владимир ИЛЮХИН, потомки художника, авторы и изготовители доски, на которой изображен человек с огромной копной волос, уверенно смотрящий в будущее и не подозревающий о том, что его ждёт. Все они помогали трём решительным женщинам, взявшим на себя ответственность за восполнение утерянной истории о достойном и талантливом человеке.     

- Вы даже не представляете, как мы счастливы, - сказала Надежда Пахомова, - что открываем доску в 95-й год памяти Алексея Денисова-Уральского. Я очень благодарна своим боевым подругам, что мы смогли сделать это!

Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также