«КОРОЛЕВСТВО БЕЗ КОРОЛЯ И БЕЗ ПОДДАННЫХ»

«КОРОЛЕВСТВО БЕЗ КОРОЛЯ И БЕЗ ПОДДАННЫХ»
947
«КОРОЛЕВСТВО БЕЗ КОРОЛЯ И БЕЗ ПОДДАННЫХ»

Так отозвался об Артеке побывавший здесь в 1928 году французский писатель Анри БАРБЮС. 16 июня – День Артека, который помнят все, кто побывал в свое время в удивительном пионерском лагере.

А начиналось все с брезентовых палаток

В 1921 году русский ученый – иммунолог Сергей Метальников  предложил создать на побережье Крыма санаторий для подростков. Эту идею претворил в жизнь врач Зиновий Соловьев, заместитель наркома здравоохранения, председатель исполкома Российского общества Красного Креста: при его непосредственном участии в окрестностях Аю-Дага был открыт оздоровительный лагерь – санаторий для детей, страдающих заболеваниями дыхательной системы. 

16 июня 1925 г. состоялась первая артековская пионерская линейка. Первая детская смена приняла 80 детей (там были только мальчики), а всего за лето 1925 года в Артеке отдохнуло 320 детей. Доктор Соловьев ввел для измученных болезнями и голодом детей пятикратное санаторное питание по всем правилам детской диетологии. Распорядок дня: в 7 часов утра – подъем, в 9 часов вечера – отбой. Распорядился, чтобы артековцы спали не менее 11 часов в сутки (для этого был введен обязательный послеобеденный сон). День начинался с зарядки, заправки кровати, умывания и растирания жестким полотенцем. Был и обязательный труд – пионеры убирали прилегающий парк, чистили пляж, помогали в уборке фруктов соседней сельхозкоммуне. С 1926 года Артек становится уже и международным лагерем.

11 сентября 1927 года землетрясение магнитудой до 9 баллов превратило в руины то, что было сделано за два года… К счастью, дети к этому времени уже разъехались по своим домам.

Пионерский лагерь имени Соловьева

По всей стране шел сбор денег на восстановление Артека. В 1928 году вместо брезентовых палаток выросло шесть первых деревянных домиков. Появилось электричество, амбулатории… Зиновия Соловьева не стало в 1928 году, после этого лагерь стал носить его имя.

…И имени Молотова 

Председатель Совнаркома Вячеслав Молотов считался опекуном Артека, часто здесь бывал. В 1936 году территория  лагеря была расширена за счет передачи ему Дома отдыха ВЦИК «Суук-Су». В начале XX века это был знаменитый на всю Россию курорт, где отдыхала интеллектуальная элита Российской империи. «Сработала» шуточная песня, где были такие слова:

У Артека на носу приютилось Суук-Су!

В предвоенные годы лагерь представлял собой уже солидное учреждение: за 15 лет в нем отдохнуло свыше 30 тысяч ребят из Советского Союза и ряда зарубежных стран…

Самая длинная смена

С началом Великой Отечественной войны часть детей  удалось в сопровождении вожатых  доставить домой. Но среди артековцев были и такие, кому к тому времени было уже некуда возвращаться: в Прибалтике, Белоруссии, Западной Украине, Молдавии уже хозяйничали немцы…

24 июня началась эвакуация пионеров, а это около двухсот человек, в Алтайский край. Уже по пути к ним присоединилась группа из Латвии, направленная в Артек перед самой войной и не доехавшая до него из-за начала войны. Впереди был долгий путь длиной  восемь тысяч километров, до места добирались почти 16 месяцев: санаторий «Мцыри» в Подмосковье – станица Нижне-Чирская на Дону – Сталинград – Фролово – Камышин – Казань – Уфа – Омск – Новосибирск – Барнаул – Бийск. С 11 сентября 1942 года по 12 января 1945 г. артековцы жили в санатории «Белокуриха». Для ребят это была самая длинная смена, самые долгие каникулы. Везде Артек встречал заботу и получал поддержку, несмотря на трудности военного времени. Но и дети не оставались в стороне: давали концерты, шили для воинов теплые вещи, работали в колхозах, на лесозаготовках. Немало артековцев прямо из лагеря были призваны в армию, ушли на фронт или в военные училища. Они сражались в боевых дивизиях армии и партизанских отрядов.

Во время войны фашисты планировали превратить полуостров в элитный курорт – были вырублены редчайшие деревья в парках, взорваны причалы, разграблено имущество. Однако в августе 1944 г. Артек уже принял первую смену – 500 детей, переживших ужасы войны.

В конце 50-х годов лагерь, работавший под эгидой Минздрава, перешел в ведение ЦК ВЛКСМ, Артек стал  «лагерем пионерского актива». Детей  здесь больше не лечили, но организовывали им активный и разнообразный отдых. Поездка в Артек была мечтой всех советских детей, высшей наградой за хорошую учебу и активную общественную деятельность.

«В  Артеке я училась в 7 «К»…»

Инна МЕЛЬНИКОВА, в прошлом  учитель математики и информатики Гончаровской школы, в Артеке была в 1971 году:

– Я родилась в Херсоне, там прошли мое детство и юность. В школе  с удовольствием училась и занималась общественной работой, находила время и на спорт – баскетбол, гребля на байдарках. Много лет была в совете дружины школы. И вот когда на Херсонскую область дали несколько путевок, одну выделили нашей школе. Совет дружины выбрал меня! Не скрою, меня тогда переполняло чувство гордости, мы ведь прекрасно знали тогда, что такое Артек.

Комитет комсомола области нас всех собрал и привез в Крым. Уже в дороге познакомилась с девочками, потом мы долго дружили, переписывались… Я была в дружине «Лазурная». Наша смена была зимней (ноябрь – декабрь), поэтому мы еще и в школу ходили. 

– А чем артековская школа отличалась от обычной?

– У нас не было домашних заданий!  Новый материал полностью осваивали на уроке, ребята ведь приехали сильные в учебе. Уроки были творческие, интересные. 

– Инна Борисовна, и как Артек на вас повлиял?

– Я с детства патологически боюсь высоты. А наша школа ведь расположена была в горах, высота приличная, дорога обледенелая.  Возили на автобусе, но иногда добирались и пешком, держась за скалистые выступы… Так что лагерь стал для меня испытанием, содействовал становлению характера, научил преодолевать себя. Мы  часто поднимались в горы, на площадках сидели у костра. В общем, страх высоты отступил.

– А что вы открыли  для себя там?

– Артек вспоминаю как один счастливый миг, хотя наша смена была 60 дней. Помню атмосферу  творчества, уважения, желание делать добрые дела. Экскурсии,  субботники, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы… Каждый день настолько был насыщенным, что после отбоя засыпали очень быстро!

– А вожатые?

– Они были нашими друзьями..  До сих пор поражаюсь их умению держать такой большой колектив. После общения с ними мне еще больше захотелось стать учителем. На всю жизнь осталось ощущение радости. Артек зарядил энергией на всю жизнь!

Инна Борисовна с золотой медалью закончила школу, с красным дипломом – Ленинградский педагогический институт им. Герцена, получила второе высшее образование (учитель информатики и ИКТ), стаж работы у нее – 36 лет. Учитель высшей категории, «Отличник народного образования». Во всем этом есть тоже влияние Артека.

Лидия Воронина

Читайте также