КОПРОДУКЦИЯ: СЛОВО "ПРОБЛЕМА" МЕНЯЕМ НА СЛОВО "ЗАДАЧА"

КОПРОДУКЦИЯ: СЛОВО
590
КОПРОДУКЦИЯ: СЛОВО "ПРОБЛЕМА" МЕНЯЕМ НА СЛОВО "ЗАДАЧА"
Именно такой настрой для участников встречи за "круглым столом", которая состоялась в рамках фестиваля "Окно в Европу", задал российский продюсер, режиссер и сценарист, а также член жюри конкурса "Копродукция" Александр Атанесян. Одна из его самых нашумевших режиссерских работ — фильм "Сволочи". В настоящее время, несмотря на массу наград и большой опыт продюсирования и киноменеджмента, он является независимой творческой единицей.

Атанесян, в частности, напомнил, что сейчас у нас в стране нет ни одного полноценного института, который занимался бы заново открываемым направлением – формированием благоприятной среды для развития сотворчества разнообразных мировых киношкол и создания полноценного совместного кинопродукта.

По его словам, в настоящее время этот "рубикон" пытается преодолеть Фонд кино, но пока говорить о создании полноценной структуры рано. "Все складывается стихийно. Лет 10 тому назад на "Кинотавре" уже поднимали этот вопрос. Тогда мы столкнулись с интересным подходом западных партнеров, которые почему-то считали, что в России огромное количество свободных денег, и их несложно вложить в кино".

Для того, чтобы представители киноиндустрии разных стран смогли стать интересны друг другу, существуют, по мнению независимого кинодеятеля, два основополагающих подхода. Первый – совместная тема, которая была бы интересна договаривающимся сторонам. Именно на этом "топливе" родились прекрасные совместные картины советского периода – "Красная палатка", "Подсолнухи", "Москва - любовь моя". Второй мотиватор – это бизнес. То есть, объединение финансовых усилий для того, чтобы впоследствии фильм можно было "отбить" за счет существенного расширения зрительской аудитории.

По мнению Атанесяна, в настоящее время продолжать вариться в собственном соку - тупиковый путь. "Пришло наше время", – практически продекларировал Александр Ашо-тович, изящно обозначив отечественное безденежье и перманентное хождение с протянутой рукой как "финансовый дискомфорт". Одним словом, современное российское кино справедливо полагает, что оно уже готово к завоеванию зарубежных рынков и интеграцию в мировую киноиндустрию.

На встрече была представлена небольшая выборка по результатам мини-опроса. В опросе участвовали 12 продюсеров, имеющих опыт международного сотрудничества в сфере кинопроизводства, а также 2 компании, которые занимаются продвижением кинопродукции.

Так почему же, несмотря на довольно существенную "головную боль", представители российского кино все же рискуют заниматься совместным продюсированием? Плюсы нашлись. Во-первых, это дополнительные рынки сбыта и расширение потенциала для получения инвестиций. Во-вторых, возможность производства фильмов в другой стране, на современной технической базе с привлечением квалифицированных иностранных специалистов. В-третьих, перспектива поднять свой уровень, работая в связке с зарубежными кинопрофессионалами. Ну и в-четвертых, что немаловажно, - совместная работа над проектом способствует культурной интеграции и выстраиванию взаимопонимания, как сказали бы раньше, между народами. Кстати, насчет взаимопонимания. Судя по представленному совместному фильму "Виктор" со звездой нынешнего фестиваля Жераром Депардье, понимание России как страны еще далеко от идеала. Наверное, мы так же "понимаем" другие страны. А хотелось бы все же избавляться от окаменевших стереотипов. Тем не менее, "Виктор" уже продан для показа более чем в 20 странах.

Оказывается, в нашей стране осуществляются некие полезные телодвижения в сфере копродюсирования. В первую очередь это - Московский форум кинопродукции, на котором продюсеры разных стран обсуждают проблемы кинопроизводства. На второе место по "полезности" вышел частный фонд поддержки кинопроектов Point of view. Далее следовали межгосударственные фонды, расширение информационного поля, и еще ряд позиций.

О деятельности Фонда кино рассказал его директор, продюсер со стажем - Антон МАЛЫШЕВ. А о фонде Point of view - продюсер, режиссер, сценарист, актер Сергей СЕЛЬЯНОВ. Его послужной список в качестве продюсера впечатляет: это и балабановские "Брат" и "Брат-2", "Груз-200", "Мне не больно"; "Шультес" Бакурадзе, бусловский "Бумер", а также известные анимационные проекты – всего не перечислить. На нынешнем фестивале демонстрировался фильм, который он продюсировал: "Я не вернусь" режиссера Ильмара Раага.

Сергей Сельянов заметил, что копродюсерство наиболее успешно реализуется в секторе авторского кино, потому что там на первый план как раз выходит не бизнес, а творческий компонент. Он немного рассказал о частном фонде поддержки кинопроектов Point of view. А именно: по каким критериям оказывается поддержка, и какие суммы уже были выделены (между прочим, совершенно не запредельные). Но понятно, что для получения гранта от этого фонда необходимо, чтобы заявка вызывала уверенность в том, что будущий кинопродукт обладает, как сейчас говорят, "прокатным потенциалом".

Если подвести итог впечатлениям от августовской встречи, то ситуацию можно обозначить уже устоявшимся термином "осторожный оптимизм". То есть, надеяться на наш прорыв на мировой кинорынок через копродюсирование очень хочется, но уверенности в том, что это произойдет скоро и триумфально, пока нет.

Читайте также