КИНОТЕАТРЫ ВЫБОРГА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Сейчас в нашем городе остался толко один кинотеатр. А ведь даже в первые послевоенные годы, когда советские люди пришли на Карельский перешеек и не покладая рук восстанавливали разрушенное войной хозяйство, в Выборге уже действовало три кинотеатра.
Это, конечно, была малая часть того, что уцелело во время войны. Считается, что в начале века в Выборге постоянно работало 7-9 кинотеатров! В некоторых киносеансы проходили даже в 1941 году. В газете «Выборгский большевик» за 7 марта 1941 года, сохранившейся в Ленинградском областном государственном архиве, находим афиши кинотеатров «Кинолинна» и «Паллас», транслировавших звуковое кино. Причем в каждом в праздничные дни проводилось от 4 до 6 сеансов в день. Перед началом сеансов – концерты джаз-оркестра. А в фойе кинотеатра «Паллас» была организована выставка, посвященная «20-летию советской кинематографии: 1917-1937 гг.»
В первые послевоенные годы центральным и основным кинотеатром города была «Родина» (по адресу ул. Сталинградская, 7 – ныне ул. Мира), вместе с ним действовали «Пограничник» (Прогонная, 7), «Экран» (пос. Пикки-Рукки – ныне Выборгский поселок, Поперечный пер., 8).
Кинотеатр «Родина» начал свою работу не в лучших условиях: «само помещение кинотеатра и его территория находились в запущенном и антисанитарном состоянии», поэтому в 1946 году были проведены ремонтные работы. В планах было проведение работ и по восстановлению фойе кинотеатра «Пограничник». На чертежах, хранящихся в архиве, видно, что здание было увеличено за счет одноэтажной пристройки, где располагались касса и комната для курящих.
Кроме того, велись работы по проектированию и строительству кинотеатра «Выборг» на 800 человек – он открылся в 1961 году.
Восстановление киносети было определенно важной задачей, ведь именно кинематограф являлся сильнейшим идеологическим оружием и мог «в значительной степени повысить эффективность и идейно-политический уровень восстановительных работ».
Первые сведения о работе выборгского районного отдела кинофикации сохранились с ноября 1944 года. Документы отдела хранятся в Ленинградском областном государственном архиве Выборга и представляют особый интерес для историков кино в нашем регионе. О чем же они повествуют? Руководители отдела столкнулись с острой нехваткой кадров, особенно квалифицированных. Среди выборгских киномехаников практически все имели образование не выше 5-7 классов. Найти в те годы опытного киномеханика для работы практически не представлялось возможным. Как следствие – высокий процент сломанных киноустановок и испорченных кинолент.
Из-за нехватки рабочих рук сотрудники кинотеатра обязаны были сами регулярно дежурить «в целях сохранения социалистической собственности». Работа кинотеатров не была еще до конца налажена, отсутствовала трудовая дисциплина, и в 1945 году имел место «вопиющий случай»: киномеханик опоздал на 10 минут, и сеанс задержали на 20 минут, вследствие чего часть билетов зрители вернули. Имели место случаи прогулов, срыва киносеансов киномеханиками, грубого обращения обслуживающего персонала со зрителями или отсутствия заботы билетеров о зрительном зале, в котором не поддерживались чистота и порядок. Однако такие случаи не оставались без внимания. Виновных, после «внушительных бесед» предавали суду по «Указу президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года», что могло грозить тюремным заключением сроком от 2-х до 4-х месяцев или общественными работами. Только такими мерами можно было навести порядок в этой отрасли, чтобы «наш зритель – советский человек чувствовал, что работник кино много сделал для создания его культурного отдыха после его трудовых будней».
Посещаемость кинотеатров в 40-х годах была довольно высока. Так, газета «Выборгский большевик» сообщает, что 9 мая в «Родине» побывало 2000 зрителей, в «Пограничнике» – 878, в «Экране» – 260. Стоимость билетов составляла в зависимости от времени сеанса от 4 до 6 рублей (недорого, если учитывать, что зарплата, например, уборщицы составляла 250 рублей).
Жители района также не были оставлены без внимания. В 1949 году в Выборгском районе действовали: городской кинотеатр в Высоцке, стационар в пос. Советский, 11 сельских кинотеатров (в Андреево, Большеполье, Кондратьево, совхозе № 2 Тианхара, Гончарово, Кравцово, Кямери, Прибылово, Черкасово, Яшино), две автокинопередвижки и две гужевых кинопередвижки.
В кинотеатре «Родина» проводились беседы с населением на самые различные темы. 9 января 1946 года здесь был открыт кинофестиваль, посвященный выборам в Верховный совет СССР. Участники фестиваля посмотрели цветной документальный фильм «Физкультурный парад в Москве» и кинохронику «Футбольный матч «Динамо – Челси». С докладом «О становлении Выборга» выступил председатель «Госплана» Литвин. Нередко устраивались встречи зрителей с творческими работниками киностудии «Ленфильм». Так, в 1946 году в Выборг приезжал режиссёр Н. М. Лещенко (соавтор сценария фильма «Золотой ключик») и киноактер Волков. Кроме того, два раза в месяц в «Родине» выступал оркестр.
Репертуар тех лет сохранился в афишах, печатавшихся каждую неделю в газете «Выборгский большевик».
Вот небольшой перечень фильмов, которые шли в кинотеатрах города в 1946 году:
«Поединок» (1944г., реж. В. Легошин)
«Истребители» (1944 г., реж. Э. Пенцлин)
«В тылу врага» (1942 г., реж. Е. Шнейдер)
«Небесный тихоход» (1946 г., реж. С. Тимошенко)
«Парень из тайги» (1941 г., реж. О. Преображенская, И. Правов)
«Освобожденная земля» (1946 г., реж. А. Медведкин)
«Девушка с характером» (1939 г., реж. К. Юдин)
«Волга-Волга» (1938 г., реж. Г. Александров)
«Остров сокровищ» (1937 г., реж. В. Вайншток) – фильм создан под влиянием идей «мировой революции» и «классовой борьбы», несколько изменивших классический сюжет романа Стивенсона.
Расцветает детское кино, создаются и демонстрируются фильмы как советского, так и иностранного производства:
«По щучьему веленью» (1938 г., реж. А. Роу)
«Маленький погонщик слонов» (Великобритания)
«Бэмби» (судя по всему, это мультфильм, созданный в США в 1942 году)
«Золотой ключик» (1946 г.)
«Золушка» (1946 г.).
Сам Выборг не раз попадал в объектив кинокамер режиссеров. Красота выборгской природы, необычная архитектура улиц и домов нашего города становились прекрасными декорациями для советских фильмов 40-х годов. Так, фильм «Фронтовые подруги» (1941 г.) снимался на нашей земле. Он был снят в традициях ранних советских фильмов о войне: с врагами мы воюем «малой кровью, могучим ударом», главные герои никогда не погибают, их могут только ранить. Да и сама война – финская, не знаменитая, показана как-то невнятно, полусекретно. Даже слова «финны» и «Финляндия» в кадре ни разу не звучат.
В заключение позволим себе процитировать жителя Выборгского района, передавшего смысл кино для советского человека послевоенного времени: «Кино является важным средством коммунистического воспитания трудящихся. Посредством кино мы глубже сознаем кипучую жизнь советского народа, успешно осуществляющуюся под мудрым руководством партии Ленина – Сталина задачу строительства коммунизма в нашей стране. Через кино мы также узнаем историю великого русского народа, его героическую борьбу за свободу и независимость. Образы героев – простых советских людей, изображенных в кинокартинах, зовут и воодушевляют каждого из нас на новые трудовые подвиги во славу нашей любимой Родины, во имя торжества великого дела мира на Земле».
Юлия КРИПАТОВА, главный хранитель фондов ЛОГАВ
Читайте также
-
Портал Госуслуг помогает населению озвучивать властям коммунальные проблемы
-
На вокзалах городов России откроются 33 зала ожидания Центра содействия мобильности
-
Дарья Башкирова из Светогорска вышла в финал чемпионата «Профессионалы»
-
Сегодня в Выборге отметили Всемирный день борьбы с диабетом
-
Два фигуранта по делу ПАО «Выборг-банк» признаны виновными в хищении
-
Награды получили 23 многодетных матери и 18 многодетных отцов Ленобласти