КИНО: ПЕРЕСТРОЙКА И ПЕРСПЕКТИВЫ
Мнение о нынешнем кино у каждого из нас свое, а как видят ситуацию профессионалы? Об этом мы узнали в ходе встречи кинематографистов, прошедшей в рамках фестиваля под девизом: «Оттепель. Перестройка. Год кино».
Президент фестиваля Армен МЕДВЕДЕВ начал разговор с экскурса в историю отечественного кино. По его мнению, три фильма знаменовали рождение нового кинематографа в постсталинскую эпоху – «Сорок первый» Григория Чухрая, «Весна на Заречной улице» Марлена Хуциева и «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова.
Скандалы с фильмом Марлена Хуциева «Застава Ильича» и с «Андреем Рублёвым» Тарковского обозначили начало застоя. Точкой отсчёта нового российского кинематографа эпохи перестройки мэтр считает появление в конце 90-х годов фильма «Брат» Алексея Балабанова о герое, который скоро придёт в Россию, о молодом человеке, трагически сложно определяющем свои отношения с окружающим миром, с современниками, со страной.
– Вторая тема, которая меня очень волнует, – это фигура продюсера рядом с режиссёром. С Балабановым работал замечательный Сергей СЕЛЬЯНОВ, но не всем режиссёрам так повезло. Обозначу проблемы продюсерского кино.
Во-первых, это потеря индивидуальности драматургами и режиссёрами. После просмотра фильма, открывшего фестиваль, я с интересом прослушал продюсера - драматург и режиссёр даже не высказывались. Это, конечно, мировая тенденция: яркий, большой, многосерийный кинематограф, в котором растворяется личность и пропадает индивидуальность – вот к чему мы идем…«Листопаду» Иоселиани здесь нет места…
К сожалению, мы потеряли и наш прокат. В Советском Союзе строили по 50 кинотеатров ежегодно. С каждого заработанного от проката рубля 70 копеек шло в местный бюджет. Это была система, основанная на структуре советской экономики. Фильмы делились на категории. Так, фильму «Вечная драма» Алексея Германа-старшего была присвоена низкая категория, и из-за этого пострадала вся студия, на которой он снимался. Так что проблемы тоже были….
С другой стороны, я с гордостью вспоминаю, что в 90-е годы в Госкино система отбора проектов для государственного финансирования была открытой. Мы не пускали в комиссии продюсеров, доверяя отбор творческим работникам. Сейчас фактически создана лишь видимость демократического голосования.
Александр ШПАГИН, кинокритик:
– Я не соглашусь с тем, что у нас нет места для новых Иоселиани. В городской среде сформировалась новая элитная аудитория, для которой можно выстраивать прокатную систему элитарных киносеансов. А что касается чудовищного отсутствия у нас нормального, грамотного мейнстрима, того, что составляет фундамент любого хорошего кинематографа, то это беспокоит не на шутку. Кино, содержащее в себе психологию и напряжение, которые составляют энергетику картины, у нас победить не может. Хотя аудитория, которая будет смотреть его с интересом, есть. Но у нас картину заставляют быть либо коммерческой, либо фестивальной.
60-е годы были замечательным временем не только для отечественного, но и для мирового кино. В это время сформировалось умение выстраивать художественную перспективу через постижение бытия, через отношение к миру, в том числе через метафизическое, но уже в 80-е все это исчезло. С начала 90-х начался «беспощадный русский бунт» в т.ч. и в искусстве, хотя возникало ещё ощущение какой-то созерцательности и интеллигентности. Сегодня мы эти вещи совершенно потеряли уже на уровне образования. Год за годом уходит духовная картина отечественного кинематографа.
Юрий БОГОМОЛОВ, кинокритик:
– Сегодня много попыток рассказать о войне. Но фильм Месхиева «Батальон» – это разве патриотизм? Как можно швырнуть в пекло войны для подъёма патриотического чувства целую толпу женщин? В конце картины героиня просит прощения у своих воительниц, не мешало бы режиссёру и продюсеру попросить прощения у зрителей за то, что сотворили.
В нашем кинематографе происходит что-то неладное. Колокол культуры в лице Алексея Германа-старшего, Сокурова, Звягинцева звонит о том, как истончается человечность. И это самое тревожное, что может быть.
Кирилл РАЗЛОГОВ, кинокритик:
– Стоит сказать о том, что наш кинематограф становится преимущественно развлекательным.
Елена КВАСОВА-ДЮФФОРТ, член жюри конкурса копродукции:
– Вызывает тревогу продюсерское кино и зависимая роль автора. У меня была возможность поработать с западным продюсером, у него, между прочим, нет возможности даже возразить режиссёру.
В России же всё решает продюсер. Среди них есть замечательные люди, которые понимают кино. Но как бы я ни разбиралась в балете, я не иду танцевать.
Армен Медведев:
– Разные времена – разные нравы. Когда-то Ролан Быков пообещал каждому, кто перемонтирует его фильм «Чучело», страшную месть. Сегодня режиссёры соглашаются на все, например, на странные титры: «Режиссёр отснятого материала»…То есть заранее снимают с себя ответственность за то, что получилось. Совершенно непонятна решающая роль продюсера, ведь он вкладывает деньги, полученные от государства, а не собственные.
Борис БЕРМАН, телеведущий программы «На ночь глядя»:
– К 2016 году произошла полная победа конформизма как эстетического, так и содержательного. В 60-е годы было кино морального беспокойства, а сейчас кино морального благодушия, все всем довольны и счастливы. Считанные единицы экранизируют классику, стараются быть с собой честными и не превращать кино в гнилостное болото.
Ильдар ЖАНДАРЁВ, тележурналист:
– В программе нынешнего фестиваля есть фильм «Мета-морфозис» – страшный диагноз сегодняшнего состояния страны, очень жёсткое высказывание. Но есть ли публика, которая хочет слышать это?...
Записала Ольга НАБАТОВА