Карен Шахназаров: «Оценку работе режиссёра даёт зритель»
Гость фестиваля «Окно в Европу» Карен ШАХНАЗАРОВ не раз бывал в Выборге. На дебютном киносмотре, в 1993 году, Карен Георгиевич получил главный приз за фильм «Сны». На встрече со зрителями народный артист России, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, генеральный директор, председатель правления киноконцерна «Мосфильм» рассказал о своём пути в кино, который начался 50 лет назад.
Гайдай заставил поволноваться
В 1975 году Шахназаров заканчивал Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК). Предстоял госэкзамен, который было важно сдать на «отлично», так как эта оценка давала право на съёмки полнометражного фильма. Председателем государственной экзаменационной комиссии назначали кого-то из опытных кинематографистов, не работавших в институте, чтобы гарантировать объективность. У выпускника Карена Шахназарова работу принимал Леонид Гайдай.
– Экзамен состоял из просмотра дипломной картины и вопросов комиссии. В ленте «Шире шаг, маэстро!», которую я снял по рассказу Василия Шукшина, сыграла жена Леонида Иовича Нина Павловна Гребешкова. Когда узнал, что будет Гайдай, подумал: «Хорошо, что так получилось. Наверное, это поможет на экзамене». Захожу в просмотровый зал, сидит довольно мрачный Гайдай. После показа он спросил, почему главный герой картины, молодой сельский врач, в одном из эпизодов пускает вскачь лошадь, запряжённую в телегу? Я объяснил, как мог: весна, солнечная погода, молодость, хорошее настроение. На председателя госкомиссии ответ как будто не произвёл впечатления Он сохранил довольно унылый вид. Выхожу из зала и думаю, что не всё так уж хорошо. Но «пятёрку» все же получил.
Вечером звонит Нина Павловна и поздравляет меня. Говорит: «Лёне так понравился твой фильм!» – «Что-то я этого по его виду не заметил», – отвечаю ей. – «Не обращай внимания. Он всегда такой», – уверяет Гребешкова. И действительно, уже позже, работая на «Мосфильме» в объединении музыкальных и комедийных фильмов, я убедился, что один из лучших мировых комедиографов по характеру весьма замкнутый, молчаливый, даже угрюмый. Хотя человек он был замечательный, невероятно талантливый.
«Добряки» сыграли важную роль в биографии
Первую полнометражную картину «Добряки» Карен Шахназаров, по его словам, снял случайно. Он вместе со своим другом Александром БОРОДЯНСКИМ написал сценарий картины «Дамы приглашают кавалеров» (литературная основа – рассказ Льва Славина «Кафе «Канава» – С.К.), но Госкино по непонятным причинам его отвергло.

«Добряки» – первая полнометражная работа Карена Шахназарова
– Я был молодым режиссёром и очень хотел снимать. На «Мосфильме» мне предложили экранизировать уже утверждённый сценарий фильма «Добряки» по пьесе Леонида Зорина. А мой товарищ Иван Киасашвили позже всё же снял «Дамы приглашают кавалеров». Видимо, материал попал к другому редактору, и тот решил, что ничего антисоветского в нём нет. Не считаю «Добряки» своим достижением, но, конечно, лента имеет большое значение в моей творческой биографии, я на ней учился. Там сыграли Георгий БУрков (он делал ударение в фамилии именно на первом слоге), Валентина ТЕЛИЧКИНА, Татьяна ВАСИЛЬЕВА.
Работали в Кисловодске, тогда это был город «цеховиков» и картёжных катал. После 11 вечера туристы ложились спать, а рестораны посещала определённая публика. Тут сидит местное начальство, а здесь – авторитетные люди. На этой картине я единственный раз плакал на съёмках. В первый день приехали на площадку, на месте находится большая съёмочная группа (актёры, осветители, звуковики, техники, транспорт). Я должен что-то сказать коллегам, все ждут, но на меня буквально нашёл шок, понимаю, что не могу говорить. Просто заплакал от ужаса. Но наш оператор-постановщик Владимир Шевцик подошёл и говорит: «Иди снимай» – «Не могу» – «Иди и снимай!». И я пошёл.
Профессия кинорежиссёра – очень ответственная и трудная. Всё на тебе: съёмочный коллектив, а порой большая массовка. В фильме «Белый тигр» я командовал практически танковым полком, в моём подчинении находилось 50 боевых машин. И нет права на ошибку, конечно, можно переснять, но ведь это большие деньги. В конечном итоге результат оценивает зритель. Наша работа довольно тяжёлая, хотя, конечно, я не сравниваю её с профессией шахтёра.
Плёнка и цифра
Современные прогрессивные технологии, конечно, хороши. Наверное, большинство кинематографистов, особенно молодых, без сомнения скажут, что переход с плёнки на цифру – просто благо. Не отрицая технические новшества, Карен Шахназаров, однако, имеет свою точку зрения.
– Искусства стало меньше, потому что плёнка требует тщательной работы со светом. А на цифру можно снимать и ночью, без света. Но ведь он важен и в кино, и в живописи, демонстрирует характер персонажа, отношение к герою, придаёт лиризм или драматизм конкретной сцене. В этом смысле плёнка заставляла операторов, художников, режиссёров искать творческий подход. А сегодняшние операторы, прежде всего, молодые порой считают, что можно снять, как хочешь, а после цветокоррекция всё поправит. Но это обман – нельзя нарисовать, как надо. Впрочем, моё мнение субъективное. На цифру можно снять множество дублей, в этом плане, безусловно, здорово. Хотя в искусстве, на мой взгляд, вообще нет прогресса, в отличие от техники. Шедевры в искусстве, это, например, скульптуры Микеланджело, итальянская опера.

Фильм «Мы из джаза» в 1983 году стал лучшим по кассовым сборам среди советских полнометражных картин
Реставрация и колоризация
«Мосфильм» за свой счёт, благодаря финансовой прибыли, выполняет большую и нужную работу по цифровой реставрации советских фильмов. Уже получили новую жизнь более 200 картин («Освобождение», «Крылья», «Огненные вёрсты», «Зеркало», «Сталкер», «Раба любви», «Белорусский вокзал» и другие).
– Это очень тщательная и кропотливая работа, которую выполняют опытные специалисты. Каждый кадр вычищается вручную! А вот к колоризации у меня неоднозначное отношение. Ведь чёрно-белый фильм – это стиль, специфика, эстетика. Обычно режиссёры соглашаются на раскраску своих картин не от хорошей жизни, просто из-за денег. Так было и с «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, и с «Семнадцатью мгновеньями весны» Татьяны Лиозновой. А то, что мы восстанавливаем ленты прежних лет, это большое дело. Фильмы выбираю я лично, так что использую волюнтаристский подход, – шутит Карен Шахназаров.

Картина «Хитровка. Знак четырёх» 2023 года – последняя на данный момент работа мастера
Мэр Санкт-Петербурга узнал в кино самого себя?
Карен Шахназаров сотрудничал со многими прекрасными актёрами – Евгением Евстигнеевым, Арменом Джигарханяном, Олегом Янковским, Малкомом МАКДАУЭЛЛОМ, Натальей Гундаревой…Олега Янковского характеризует как очень непростого человека. А легче всего работалось с Олегом БАСИЛАШВИЛИ, несмотря на то, что в политическом отношении режиссёр и артист – антиподы.
– На съёмках мы не вели политические дискуссии, а работали. Олег Валерианович – потрясающий актёр! В Санкт-Петербурге премьера фильма «Сны» проходила в Доме кино. На показе по приглашению Басилашвили присутствовал мэр города Анатолий Собчак. После просмотра отмечали премьеру в ресторане. Собчак пришёл, на нём лица не было. Выпил рюмку водки, сухо поздравил и ушёл. Ведь картина – сатира на то, что делала команда Ельцина, куда входил и Анатолий Александрович. Я говорю Басилашвили: «Наверное, ты зря его пригласил». Он отвечает: «А пусть знает!» Настоящий художник выше своих политических взглядов. От любого времени остаются именно художники, а политиков помнят немногие.
Сергей КАРСАКОВ
Читать все статьи автора Сергей Карсаков
Читайте также
-
«Дела и лица» принесли победу газете «Выборг»
-
Выставка акварелей вновь в Замке
-
Областные парламентарии ужесточили правила пользования подземными ресурсами
-
Выборгская прокуратура помогла вернуть деньги обманутой пенсионерке
-
Выборгский район объединил боксёров России и Сербии
-
Подарки от вице-губернатора: на Суворовском зажгли «Ёлку желаний»
