КАК ЖИВЁТСЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ?

КАК ЖИВЁТСЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ  ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ?
840
КАК ЖИВЁТСЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ?

Выборг. Реставрация от первого лица

В последнее время, когда в Выборге стартовали процессы проектирования и практической реставрации объектов культурного наследия, в обществе широко обсуждаются мнения, отражающие отношение к данным объектам. Профессор археологии Анатолий КИРПИЧНИКОВ утверждает: - ходим по золоту; иными словами все памятники должны приносить прибыль и их потенциал может быть монетизирован. Заместитель директора  Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ Александр РАБОТКЕВИЧ декларирует: - наличие объектов культурного наследия – необходимое условие для успешного экономического развития территории. Замминистра культуры РФ Григорий ПИРУМОВ на съезде реставраторов заявил: - разрушают памятники безразличие пользователей и равнодушие местных властей.

Чтобы обсудить все три постулата в рамках информационного проекта нашей газеты “Реставрация от первого лица”, решено пригласить на встречу пользователей объектов культурного наследия: директора единственного в Выборге памятника мировой архитектуры библиотеки Алвара Аалто Елену РОГОЗИНУ, директора выставочного центра “Эрмитаж Выборг”, который размещается в здании архитектора Уно Ульберга, Александра КОСТЕНКО, директора муниципального музея Дом Ленина Надежду ЗАБАВСКУЮ и частного собственника и пользователя объекта культурного наследия, также построенного Уно Ульбергом, Сергея ВАСИЛЬЕВА, который сегодня использует здание как хостел.

Александр Костенко:

- Здание, в котором расположен наш выставочный центр, построено в 1930 году; имеет статус федерального памятника, но передано нам в пользование на 49 лет. Пороховой погреб – федеральный памятник, который трогать нельзя, хотя у нас давно есть желание его отреставрировать.

Во время визита председателя Госдумы Сергея Нарышкина в Гатчину в 2013 году я попросил его поспособствовать передаче некоторых памятников с федерального уровня на уровень субъектов. И семь объектов были переподчинены Ленобласти (три из них в Выборге: бастион “Панцерлакс”, дом купеческой гильдии и жилой дом на Выборгской, 8 и 10, дом на Прогонной, 2).

После их передачи тут же нашлись средства на восстановление. Речь, в частности, о бастионе “Панцерлакс”, в котором мы открыли музей археологии, который работает уже третий год. Далее работа предстоит в Пороховом погребе, казематах, которые разрушались сотни лет. В настоящее время в них проведены консервационные работы, на следующий год мы планируем их отремонтировать и организовать ещё один маленький музей с элементами интерактива.

Надо продолжать передавать федеральные памятники в ведение региона. 

После передачи нашего ВЦ в областное подчинение живётся нам свободнее в плане финансовой составляющей. Из бюджета Ленинградской области финансы сразу направляются на счета учреждения, а не частями, как из муниципального бюджета. Мы уже подали заявку в программу на реставрацию казематов и Порохового погреба. Надеемся, этот пункт в бюджете области на следующий год, который сейчас проходит стадии рассмотрения в Законодательном собрании, будет одобрен.

Сергей Васильев:

- В Выборге практически нет частных собственников объектов культуры, которые восстановили бы их, прошли все процедуры. Причём, мы восстановили все практически без всяких субсидий, без дополнительного финансирования, за свои деньги. Если говорить про эксплуатацию недвижимости и вложенные средства, то бизнес это достаточно сомнительный: работа началась в 2005-м, закончилась в 2014-м, было потрачено большое количество средств; если рассматривать проект с точки зрения рентабельности, то в обозримом будущем он не “отобьётся”. Деньги безумно длинные. Но для нас это был интересный опыт. 

Мы пошли по двум направлениям: часть помещений используется как апартаменты, другая – бюджетный вариант проживания. Здания в исторической части города можно рассматривать с аналогичной точки зрения: вложить деньги и получить квадратные метры. Это самое главное – в объект надо вдохнуть жизнь; если в доме живут люди, дом живёт, это доказано историей.

С точки зрения обременений и ограничений при эксплуатации памятника – нас это не напрягает; со всеми структурами мы находим общий язык. 

Ключевым моментом в развитии бизнеса является то, что мы находимся в шаговой доступности от основных объектов туристической инфраструктуры. Хотя, с точки зрения развития туризма, в Выборге не хватает многого. Например, координационного центра. В Выборге туризм - по уик-эндам, и этим надо пользоваться. Где у нас чёткий план мероприятий? В один уик-энд - три-четыре мероприятия, а в следующий – ничего. Многие из событий могли бы стать визитной карточкой Выборга: Выборгский триатлон и музыкально-театральный фестиваль под открытым небом Vyborg Intelligent Performance, которые  могли бы стать добрыми традициями. Для этого нужна поддержка муниципалитета.

Надежда Забавская:

- Мы живём одной жизнью с муниципалитетом. Мы, наверное, первый муниципальный музей, который появился в Ленинградской области. Нам всегда казалось, что мы живём лучше других: ближе руководство, лучше слышатся наши просьбы и так далее. Сейчас, когда, к сожалению, финансовое положение в муниципалитете, как, впрочем, и на других уровнях, ухудшилось, нам не приходится рассчитывать на прежний объем поддержки. У нас есть долги, которые накапливаются уже несколько лет, поэтому приходится урезать некоторые расходы на музейную работу и содержание здания. 

Что делать? Будем искать способы больше заработать, увеличивать количество посетителей. Но! Зная, как живут наши коллеги, скажем, в соседней Финляндии, мы - в гораздо более выгодном положении: мы имеем гарантированную заработную плату сотрудников, и обязанность платить за коммунальные услуги – у нашего учредителя. В Финляндии музеи должны зарабатывать гораздо больше денег, чем мы. У них - вдвое меньше сотрудников.

Деревянное здание сохранять сложно; последняя реконструкция была в 1970 году – дом был полностью разобран, брус переправлен в Ленинград и обработан антисептической пропиткой. Благодаря этому он и прожил так долго. Но с тех пор прошло уже 45 лет, и проблемы с древесиной возникают опять. Нужно проводить обследование, составлять проект и реконструировать. По данным ЦНРПМ, разрабатывавшим Концепцию, на эти цели необходимо более 9 миллионов рублей. 

Но! Наш музей, основанный ещё в 1958 году, востребован: так называемый красный маршрут популярен у туристов. Значит, у музея есть будущее. Кроме того, у нас много интересного и для горожан: этнографические программы, связанные с жизнью в Выборге в начале прошлого века, проект “Волшебный сундук”, абонемент “Секреты старого Выборга”, стартует новый проект “Фотография на память” и многое другое.

Елена Рогозина:

- К памятнику культурного наследия необходимо относиться ответственно, деликатно. Если относиться к нему иначе, памятника уже не будет. Должно быть полное понимание – что это за объект, как он строился, для каких целей проектировался. Аутентичность должна сохраняться в обязательном порядке. При таком отношении можно и сохранить памятник, и адаптировать его под современное использование. 

В чём наша особенность? Поскольку библиотека – памятник, мы имеем возможность проводить экскурсии. Мы проводили их и до реставрации. То есть мы работаем и как учреждение культуры библиотека, и как турпродукт. В основной деятельности любой другой библиотеки нет экскурсии. У нас экскурсия есть. Это ещё одно абсолютно отдельно стоящее направление деятельности. Причем, даже если в библиотеке выходной, туристические группы всё равно обслуживаются. Группы формируются и из индивидуальных туристов: каждый час, начиная с 11.00 и до 18.00.

У нас много имиджевых бесплатных экскурсий для школьников Выборга и района, поскольку мы должны привлекать в библиотеку будущих читателей и воспитывать их таким образом. Маленький читатель – залог того, что через 15 лет у нас будет взрослый читатель.

Обобщая сказанное, помощник главы администрации Выборгского района Инна КЛИМОВА отметила:

- Кстати, уроженец Великого княжества Финляндского, литературный критик Виссарион Белинский, говорил: “Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о будущем”. По-моему, это очень в тему! В нашу сегодняшнюю тему! Каково это жить и работать в памятнике культуры?! И что делать, чтобы прошлое “намекнуло” нам, как сохранить памятник и как вдохнуть в него жизнь.

Я согласна со всеми нашими сегодняшними гостями, что с одной стороны, и об этом говорит Елена Рогозина, - к памятнику культурного наследия необходимо относиться ответственно, деликатно. Если относиться к нему иначе, памятника уже не будет. Должно быть полное понимание – что это за объект, как он строился, для каких целей проектировался. А с другой стороны, и об этом подробно говорит Сергей Васильев, – в объект надо вдохнуть жизнь; если в доме живут люди, дом живёт, это доказано историей. Тут можно продолжить, если в музей ходят люди – значит музей живет. Если в театр ходят зрители – значит театр существует.

Но, нужно понимать, что вдыхая в него жизнь, то есть, приспосабливая, адаптируя объект культурного наследия, памятник истории и культуры под современные нужды, обязательным условием остается сохранение объекта культурного наследия. При этом, на этих объектах культурного наследия могут производиться консервационные, ремонтно-реставрационные, реставрационные и работы по приспособлению для современного использования. Так что, кроме идеи, как в памятник культуры вдохнуть жизнь, и заставить его работать, нужно памятник сохранить – и этот “намек” первичен!

 

Читайте также