Как выборгские корабелы шефствовали над «Павлом Корчагиным»

1300
Евгения Емельянова более 20 лет состоит в совете ветеранов ВСЗ

Завершившийся год был юбилейным для комсомола. Этой дате были посвящены выставки, встречи, концерты. Об этом уже писала газета. Сегодня же мы хотим познакомить вас с некоторыми записями из журналистских блокнотов, не вошедшими в основные публикации, но несомненно представляющими определенный интерес, поскольку посвящены истории нашего города и его людям.

Николай ЕСИН, мичман в отставке, практически всю жизнь увлекается филателией. Еще в 1975 году, к 30-летию Великой Победы, он, школьник, был награжден за отличную учебу и активную работу поездкой в Москву, получил право быть сфотографированным у Знамени Победы в Центральном архиве. В выставочном зале «Выборг – город воинской славы» прошло несколько его целевых выставок, связанных с Днем авиации, снятием блокады Ленинграда, Днем Победы, Всемирными фестивалями молодежи и студентов… В конце прошлого года, года 100-летия ВЛКСМ, Есин представил коллекцию марок, конвертов, значков, связанных с комсомольской тематикой.

В витринах выставочного зала замка посетители видели мандаты, комсомольские путевки, медали, значки, фотографии, воспоминания об участии в ударных стройках. Плакаты, газетные материалы… Достойное место заняли палатка и гитара: сколько песен было спето молодежью у костра.
Некоторые посетители с определенным недоумением рассматривали макет дома – музея В.И. Ленина на ул. Рубежной: какое отношение имеет этот экспонат к заявленной теме? А ведь в советское время в этом музее молодых людей принимали в комсомол.

Стенд, посвященный подводной лодке «Комсомолец», затонувшей в Норвежском море 7 апреля 1989 года. Из 69 членов экипажа выжили 27… Среди погибших – наш земляк Сергей ЧЕРНИКОВ, мичман, техник-химик, выпускник школы №14…

Были представлены и личные вещи, фотографии, многочисленные грамоты Андрея ГУЩИНА, генерал- лейтенанта, Героя России. В нашем городе он родился и вырос, не забывает свою малую родину.

Еще один стенд, который привлекал внимание посетителей, – на нем фото лесовозов «Константин Шестаков» и «Павел Корчагин», построенных на Выборгском судостроительном заводе. Эти корабли были особо значимы для нашего города. «Константин Шестаков» построен в 1968 году и назван в честь Героя Советского Союза, погибшего 27 июня 1944 года под Выборгом. Много лет лесовоз нес службу в северных морях, списан был в 2010 году… «Павел Корчагин», построенный в 1980 году, – первое в истории отечественного флота судно, названное именем литературного героя. Это было сделано по многочисленным просьбам комсомольцев и молодежи страны: тогда жизнь невозможно было представить без книги Николая Островского «Как закалялась сталь», в стране было развернуто всесоюзное движение «корчагинцев». На спуск на воду «Павла Корчагина» откликнулись наши космонавты, от имени которых Правительственную телеграмму подписал 28-й космонавт Петр Климук. Это судно усиленного ледового класса, пакетовоз-контейнеровоз вошел в состав Северного морского пароходства с портом приписки в Архангельске. В марте 1985 года у берегов Антарктиды было зажато льдами научно – экспедиционное судно «Михаил Сомов», несколько месяцев продолжалась спасательная операция. 17 апреля вертолетами МИ-8 было снято с судна и переправлено на борт «Павла Корчагина» 77 участников экспедиции и членов экипажа . Только 26 июля, через 133 дня от начала трагедии, ледокол «Владивосток» помог «Михаилу Сомову» выйти на чистую воду…

Наш корреспондент побеседовал с Евгенией ЕМЕЛЬЯНОВОЙ, которая проработала на ВСЗ 30 лет, не теряет связи с родным предприятием и после выхода на пенсию – 22 года состоит в Совете ветеранов предприятия. Именно Евгения Александровна была крестной матерью лесовоза «Исакогорка», построенного выборгскими корабелами в конце 60-х годов. С командой судна, приписанному к порту Мурманск, она поддерживала многолетнюю переписку, утверждая, что ей было чрезвычайно интересно следить за его судьбой : то «Исакогорка» – в Италии, то – в студеных водах Арктики, причем даже порой выполняет роль ледокола…

На судостроительном заводе Евгения Емельянова работала с 1966 года, начинала с 7-го цеха, прошла путь от мастера до старшего технолога. Занималась общественной работой в комсомоле, профсоюзе:

– На заводе меня сразу же избрали членом комитета комсомола, поскольку узнали, что я, еще будучи студенткой Ленинградской лесотехнической академии, была секретарем комсомольской организации. В 1965 году наш стройотряд был на целине; трудились в совхозе «Невский» в Казахстане.
Три последующих года я была освобожденным заместителем секретаря комитета ВЛКСМ. Тогда на заводе работало более 1200 комсомольцев, это была одна из самых больших комсомольских организаций области. Комитет всегда был в гуще событий, жизни предприятия. В цехах создавались комсомольско-молодежные бригады, так, Николай ШАБАРДОВ был бригадиром столяров, Василий МАРШАЛКИН и Виктор ЗАЙЦЕВ – сварщиков, Анатолий СЫРОВ – слесарей-монтажников. Молодежь постоянно была занята полезным делом. Часто проводили субботники – на заказах, на восстановлении здания под заводской Дворец культуры.

Комсомольцы брали шефство над многими судами, среди них «Константин Шестаков» и «Павел Корчагин». В Казахстане разыскали мать и брата Константина, пригласили их в Выборг на спуск судна. Мы с Андреем СОКОЛЬЧУКОМ, секретарем комсомольской организации, а также с представителем заводского руководства Владимиром ЕГГИ поехали встречать гостей в Пулково. Зима, сильные морозы, гости одеты не по нашей погоде… Сначала повезли их в магазины, купили теплые вещи: валенки, рукавицы, потом – в Выборг, на завод. Надо было видеть глаза матери, когда она увидела огромный красавец – лесовоз и надпись на борту»: «Константин Шестаков»…

«Павел Корчагин» – почетный заказ ВЛКСМ, комсомольцы завода, конечно, взяли шефство и над ним, это вылилось в «корчагинские вахты». Всем было приятно в день спуска корабля на воду получить поздравительную телеграмму от наших космонавтов. Вообще-то мы тогда с ними хорошо общались по телефону, космонавты интересовались всеми этапами строительства.

У комсомольцев завода были и еще подшефные: школа №14 и детский дом в поселке Лесогорский. Школе помогали, чем могли; для старшеклассников проводили экскурсии по заводу, им показывали в работе молодых рабочих, агитировали ребят поступать в училище № 203, где готовили специалистов для нашего предприятия.

В детский дом мы приезжали несколько раз в год, но обязательно были там перед началом учебного года: привозили канцелярские принадлежности, подарки. Под Новый год отправлялись большой группой – по 12-15 человек. Дети нас ждали: елка украшена, приготовлен концерт. Мужчины пилили и кололи дрова (в детдоме было печное отопление), а мы раздавали детям подарки, сладости.

Молодежь нашего завода (у кого не было восьмилетнего образования) могла учиться в вечерней школе № 2. Комсомольцы старались вовлечь юношей и девушек в учебу, приходилось, правда, сотрудничая с администрацией школы, порой контролировать их учебу и посещаемость занятий. Добивались, чтобы мастера ставили наших учеников только в первую смену. Между прочим, многие выпускники вечерней школы пошли учиться дальше, впоследствии стали хорошими специалистами и даже руководителями.

В памяти остались туристические слеты и соревнования между цехами, поездки по стране и творческие вечера… Завод для нас, действительно, был и остается вторым домом. Люди хотят здесь работать, предприятие гордится своими династиями корабелов.
В настоящее время на заводе тоже энергичная молодежная организация (председатель – Людмила КЛЮЕВА), на счету которой немало хороших дел. Одно из последних – памятник выборгскому трамвайчику…

Лидия Воронина

Читайте также